Мирякуб Хайдаров: три ключевых тренда развития Узбекистана

0
119
Мирякуб Хайдаров: три ключевых тренда развития Узбекистана

Выступление Шавката Мирзияева, посвященное празднованию 25-й годовщины Дня Конституции вызвало широкий резонанс как в стране, так и за рубежом. О том, какие ключевые аспекты в развитии страны выделил президент, корреспонденту АН Podrobno.uz рассказал доцент Национального университета Узбекистана, заместитель директора Центр инновационных технологий Мирякуб Хайдаров.

– Доклад президента был посвящен вопросам реализации Конституционных прав граждан Узбекистана, был многоплановым и охватывает многие аспекты социально-экономической жизни страны. Особый интерес вызывают три момента.

Реформы в хлопководстве 

Как отметил Президент, с 2017 года сотрудников бюджетных организаций перестали вывозить на уборку урожая хлопка. Президент однозначно заявил, что уборка хлопка – это задача самих фермеров. Это очень важно. Такое понимание направления реформирования сельскохозяйственного производства должно повлечь за собой принятие многих мер.

Привлечение к уборке урожая хлопка сборщиков, не имеющих никакого отношения к сельскому хозяйству, с сохранением в большинстве случаев их заработной платы по основному месту работы – было фактически скрытой дотацией сельскому хозяйству. Этот факт во многом «покрывал» неэффективность хлопководческих хозяйств, ангажированность хлопководства – выглядевшего прибыльной отраслью.

На деле предполагается, что в сохранении хлопководства в том виде как есть, заинтересован лишь узкий круг коррумпированных лиц, получавших скрытые доходы от этой отрасли. До производителей хлопка сырца нередко доходы от его экспорта просто не доходили.

Институциональные реформы, осуществленные в этой сфере в последнее время, существенно повысят доходность Хлопкопрома, поскольку теперь все будет замыкаться здесь. Эта организация сможет рассчитаться со своими застарелыми долгами перед фермерскими хозяйствами, и закрыть дебиторско-кредиторскую задолженность, накопившуюся в этой сфере.

Экономическое оздоровление Хлопкопрома позволит рационализировать закупочные цены на хлопок сырьё. Фермерские хозяйства будут более рационально вести свои хозяйства исходя из новых ценовых реалий и, необходимости самим заботиться об уборке урожая.

Ликвидация такой скрытой дотации хлопководства вынудит и позволит проводить более глубокую экономическую экспертизу этой отрасли и определит: действительно ли стране нужно развивать дальнейшее производства хлопка, или нужно сокращать земельные угодья под эту культуру. Если в их расходах рационально учитывать затраты на воду и содержание ирригационной системы, такая экспертиза будет более комплексной.

Возможно, по результатам такой комплексной экспертизы посевы и объемы производства хлопка будут сокращаться. Однако, мировая конъюнктура на хлопковых рынках вероятно будет стимулировать увеличение производства этой культуры, но на новых, более экономически эффективных принципах. Возможно, стране удастся тогда создать свою Международную хлопковую биржу (на базе ежегодно действующих ярмарок), а не руководствоваться котировками Ливерпульской биржи. Лаконично обозначенные президентом обязательства фермеров, на деле могут расширить их права, с широкими последствиями по дальнейшему реформированию хлопководства.

Милиция станет ближе

В своем выступлении президент откровенно говорил о проблемах преодоления случаев сотрудничества милиции на низших уровнях с криминальными элементами.

Кроме того, он считает необходимым проживание участковых милиционеров на территории закрепленных за ними участков. Это действительно важная проблема. В разных махаллях города Ташкента работают участковые, не являющихся уроженцами не только этой махалли, но даже города Ташкента.

Если милиция осуществляет функции репрессивного аппарата такое положение дел – нормально. Потому, что выходец из этой махалли не станет «давить» на своих соседей или родственников, с которыми он вырос, разделяет общие традиции, убеждения и ценности. На определенном этапе транзитного периода, когда была острая нужда принятия не всегда популярных решений, этим возможно было обосновать назначение участковых не из земляков.

Сегодняшняя политика властей направленна на углубление диалога органов управления с избирателями. И если представитель власти в лице участкового милиционера сам является выходцем из этого избирательного участка, эффективность обратной связи однозначно будет существенно выше. В тоже время, вероятность сращивания милиции с криминальными структурами в таких условиях будет существенно ниже. Потому, что такое «сращивание» будет направленно против своих ближайших соплеменников. Однако реализация такой цели очень сложный процесс, поскольку будет упираться во многих случая в «субъективный фактор».

Эффективность госуправления 

Президент инициирует создание Агентства оперативных государственных услуг. Это очень актуальный вопрос. Фактически государственный бюджет на всех уровнях финансирует государственные услуги. Услуги по образованию, услуги по социальной защите, услуги по здравоохранению… и другие. Для этого и формируется Государственный бюджет.

В декабре 2014 года принят Бюджетный кодекс Республики Узбекистан. Статья 14 этого кодекса Принцип результативности использования средств бюджетов бюджетной системы подразумевает, что средства бюджета должны быть использованы с результатом, а не растрачены попусту. То есть, государственные услуги, оказываемые за счет государственного бюджета, давали результат в установленные сроки и установленного качества. Как исполняется эта статья Бюджетного кодекса – это один из наиболее сложных вопросов.

При составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения результата с использованием определенного объема средств. Упомянутые участники бюджетного процесса занимаются многими вопросами: среднесрочным бюджетированием, планированием оказания услуг, рациональным расходованием, кассовым исполнением бюджета, сбором налогов и других платежей.

Однако, мало кто из этих участников может вразумительно объяснить, как выполняется статья 14 Бюджетного кодекса в плане достижения результативности. Финансовые органы считают, что это задача отраслевых министерств – получателей бюджетных средств. Отраслевые министерства либо не знают содержания этой статьи Бюджетного кодекса, либо считают, что это функция главного распорядителя бюджетных средств – финансовых органов.

Создание инициируемого президентом страны «Агентства оперативных государственных услуг», в числе, многих других задач, позволит разрулить — ситуацию по результативности услуг, оказываемых за счет использования средств Государственного бюджета.

В последнее время очень большое внимание уделяется вопросам собираемости налогов в Государственный бюджет. Мы платим налоги в Государственный бюджет. И не только мы. Наши соседи, друзья, родственники, коллеги и все остальные соотечественники. А нужно ли? Да нужно, если результативность расходов государственного бюджета достаточно высокая.

Но если 35 процентов средств государственного бюджета расходуется на образование, а наши соотечественники вынуждены дополнительно к этим расходам нанимать своим детям репетиторов, если выпускники вузов и колледжей не могут найти по полученным профессиям работу и вынуждены переучиваться на другие профессии, если дороги по которым мы ездим не отвечают общепринятым стандартам по содержанию битума и вся в рытвинах, если здравоохранению идут не благодарности, а только нарекания – то можно с пониманием отнестись к соотечественникам, которые платят налоги без особого желания.

Поэтому и создание инициируемого Президентом страны «Агентства оперативных государственных услуг» представляется одной из наиболее востребованных задач по институциональным реформам, осуществляемым в стране. Первоначальные задачи Агентства видятся в решении оперативных услуг, оказываемых государственными организациями. Но в среднесрочном и долгосрочном плане Агентству, вероятно, придется решать вопросы оказания высококачественных и своевременных услуг по всем направлениям, финансируемым из Государственного бюджета.

Источник: podrobno.uz