Тема 11. Финансовая система и финансовая политика

0
1057
Экономическая теория

План

  1. Финансы и финансовая система
  2. Государственный бюджет.
  3. Налоги и их функции. Налоговая система в Узбекистане.
  4. Финансовая политика государства при переходе к рыночной экономике.

  1. Финансы и финансовая система

Финансы – система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового общественного продукта и национального дохода в процессе расширенного воспроизводства.

Финансовые отношения – это такие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств субъектов хозяйствования и государства.

Субъекты финансовых отношений – все участники экономической деятельности так или иначе связанные с формированием и использованием денежных средств.

Объекты финансовых отношений –  денежные и другие финансовые средства.

Финансовые ресурсы – это специфическая форма движения денежных средств. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Функции финансов – это специфический способ выражения присущих финансам свойств. Различают распределительную, контрольную, стимулирующую и фискальную функции финансов.

Распределительная функция проявляется в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта и национального дохода между участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, сферой материального производства и социально-культурной сферой.

Контрольная функция проявляется в контроле со стороны общества за производством, распределением и обращением экономического продукта. Финансы, через финансовые ресурсы и фонды отображают воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции.

Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Фискальная функция проявляется в том, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая вообще не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).

Финансы играют важную роль в установлении оптимальных пропорций        развития        макроэкономики, в достижении сбалансированности    натуральных    и    стоимостных    элементов воспроизводства, в повышении эффективности производства.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.

Финансовая   система   состоит   и   двух   важнейших   частей   – децентрализованных финансов и централизованных финансов.

Децентрализованные финансы – это фонды денежных средств предприятий, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур, а также отраслей.

Децентрализованные финансы обслуживают процесс производства и первичного распределения материальных благ и услуг.

Централизованные финансы формируются за счет фондов денежных средств фирм и отраслей экономики.

Централизованные финансы состоят из следующих звеньев:

  • государственные финансы;
  • финансы страхования;
  • финансы системы кредитования.

За счет централизованных фондов обеспечивается решение задач общества на макроуровне.

  1. Государственный бюджет

Государственный    бюджет    –    централизованный    фонд денежных ресурсов, которым располагает государство для выполнения  необходимых  социально-экономических функций.

Бюджетная структура Республики Узбекистан.

  1. Государственный бюджет Республики Узбекистан включает в себя:

–         республиканский бюджет

–         бюджет Республики Каракалпакстан

  1. Местные бюджеты

В составе Госбюджета консолидируются государственные целевые фонды.

Бюджет Республики Каракалпакстан включает в себя республиканский бюджет Республики Каракалпакстан и бюджеты районов и городов республиканского подчинения.

Бюджет области включает в себя областной бюджет, бюджеты районов и городов областного подчинения.

Бюджет города, имеющего районное деление, включает в себя городской бюджет и бюджеты районов, входящих в состав города.

Бюджеты районов, имеющие города районного подчинения, включают в себя районный бюджет и бюджеты городов районного подчинения.

Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

Государственный долг – это сумма непогашенных дефицитов госбюджетов,   накопленная   за   все   время   существования страны

Профицит бюджета – сумма превышения доходов бюджета над его расходами за определенный период.

Экономические последствия государственного долга:

–         необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

–         долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;

–         увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга   выступает   в   качестве   антистимула   экономической активности;

–         перераспределение       дохода       в       пользу       держателей государственных облигаций.

Управлением государственным долгом – совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой их условий, с выплатой процентов, по ранее выпущенным займам, проведением конверсии и консолидации займов, проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.

Меры по снижению бюджетного дефицита:

  1. Конверсия.
  2. Переход от финансирования к кредитованию.
  3. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям,
  4. Снижение расходов на управление государством.
  5. Изменение системы налогообложения.
  6. Повышение роли местных бюджетов.

Способы покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение на­логообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печата­ние денег.

  1. Налоги и их функции. Налоговая система в Узбекистане

Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц на законодательной основе.

Функции      налогов:       регулирующая,       стимулирующая, распределительная, фискальная.

Налоговая система – совокупность налогов, а также форм и методов их построения и взимания.

Современные прин­ципы налогообложения:

всеобщность, т.е. охват всех экономических субъектов, по­лучающих доходы.

стабильность, т.е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

обязательность, т.е. принудительность налога, неизбеж­ность его выплаты. С

социальная справедливость, т.е. установление нало­говых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения по принципу «равный налог, на равный доход».

Элементы налога – это определяемые законодательными актами государства принципы построения и организации взимания налогов.

Существуют следующие основные элементы налога:

субъект налога – (налогоплательщик) – юридическое или физическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налоги;

объект   налога   –   доход   или   имущество,   на      которые начисляется   налог  –  заработная   плата,   прибыль,   ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.

ставка налога – величина налога на единицу обложения (денежная единица доходов,  единица земельной площади, единица   измерения   товаров   и   т.д.).   Различают   твердые, пропорциональные, регрессивные и прогрессивные налоговые ставки.

По налоговому законодательству Узбекистана налоги классифицируются по следующим признакам: по плательщикам – налоги с физических и юридических лиц; по поступлению в бюджет – государственные и местные налоги; по экономической сущности – прямые и косвенные налоги;  по видам – республиканские и местные налоги.

Прямые налоги взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов (подоходный с населения, на прибыль корпорации,  на прирост капитала, с наследства и дарений).

Косвенные налоги взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т.е. в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции (включают акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, таможенные пошлины).

В зависимости от характера взимания налоговых ставок различают   регрессивные,    пропорциональные   и   прогрессивные налоги. При регрессивных налогах процент изъятия дохода уменьшается при его возрастании. При пропорциональных налогах независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки. При прогрессивных налогах процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.

Кривая Лаффера – описывает связь между став­ками налогов и налоговыми поступлениями, которая заключается  в том, что по мере роста ставки налога от нуля до 100% налоговые поступления будут расти от нуля до некоторого максималь­ного уровня, а затем снижаться до нуля. Нало­говые поступления падают после некоторой точки, потому что более высокие ставки налога, по пред­положению, сдерживают экономическую актив­ность, и, следовательно, налоговая база (националь­ный выпуск и доход) сокращается.

  1. Финансовая политика государства при переходе к рыночной экономике.

– один из методов государственного регулирования, включающий в себя бюджетную, налоговую и денежно-кредитную политику.

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

Фискальная    политика    –    часть    финансовой    политики, включающая   в   себя   бюджетную   и   налоговую   политику.

Фискальная политика – это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

Денежно-кредитная      политика     состоит      в      изменении предложения денег посредством комплекса взаимосвязанных мероприятий ЦБ.

Приоритетные        направления        финансовой        политики Республики   Узбекистан   в   период   перехода   к   рыночной экономике:

проведение жесткой финансовой политики, направленной на сведение бюджетного дефицита до 3-4% от ВВП;

обеспечение   оптимального   соотношения   между   решением
задач   стабилизации   экономики   за   счет   ограничения   дефицита государственных бюджета и финансированием текущих социально значимых расходов, стимулирующих оживление эк. деятельности;

отход       от       практики       бюджетного       безвозмездного финансирования отраслей народного хозяйства и широкое использование на эти цели инвестиционных кредитов;

совершенствование налоговой системы,  проведение  гибкой налоговой   политики,   обеспечивающей   устойчивое   пополнение доходов   госбюджета       и стимулирующей   развитие   рыночных отношений.

обеспечение проведения мер по социальной защите населения.