“Замонавий таълим” журнали № 2 (99), 2021

0
224

МУНДАРИЖА СОДЕРЖАНИЕ

Шаумаров Г.Б., Палуанова З.Д. К вопросу об исследовании социально-психологических проблем менеджмента и суицида в Республике Каракалпакстан


Тургунова А.Т. Оилаларда гендер тенгликни таъминлашда кекса авлод ёшлар учун ибрат кўзгуси сифатида


ШАУМАРОВ Г.Б., ПАЛУАНОВА З.Д. К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ МЕНЕДЖМЕНТА И СУИЦИДА В РЕСПУБЛИКЕ КАРАКАЛПАКСТАН
В статье на примере Республики Каракалпакстан исследуется проблема социально-психологических особенностей личности руководителя, непосредственно и опосредовано влияющих в комплексе на рост случаев и профилактику суицида. Выявлена корреляционная связь между менеджментом и суицидом. Проанализированы личностные качества руководителя, стиль управления, влияющие на психологический климат коллективе, и, как следствие, на вероятность появления случаев суицида. По результатам исследования приводятся выводы и конкретные предложения.
Ключевые слова и понятия: суицид, социальный контроль, руководитель, психология межличностных отношений руководителя и подчинённых, общество, профилактика суицида.


SHАUMАROV G.B., PАLUАNOVА Z.D. QORАQАLPOGʼISTON RESPUBLIKАSI MISOLIDА MENEJMENT VА SUITSIDNING IJTIMOIY-PSIXOLOGIK MUАMMOLАRINI TАDQIQ QILISH MАSАLАSI TOʼGʼRISIDА
Maqolada Qoraqalpogʼiston Respublikasi misolida suitsid holatlarni oshishi va oldini olishiga bevosita va bilvosita taʼsir koʼrsatuvchi rahbar shaxsining ijtimoiy-psixologik hususiyatlari muammosi tadqiq qilingan. Menejment va suitsid oʼrtasida korrelyatsiya bogʼlanishi aniqlangan. Jamoadagi psixologik muhitga va natijada suitsid hollarni paydo boʼlish ehtimoliga taʼsir etuvchi rahbar shaxsining xislatlari, boshqaruv usullari tahlil qilingan. Tadqiqot natijalariga asosan xulosa va aniq takliflar kiritilgan.
Tayanch so’z va tushunchalar: suitcid, ijtimoiy nazorat, rakhbar, jamiyat, suitcidni oldini olish.


SHAUMAROV G. B., POLUYANOVA Z. D. ON THE STUDY OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF MANAGEMENT AND SUICIDE IN THE REPUBLIC OF KARAKALPAKSTAN
The article uses the example of the Republic of Karakalpakstan to study the problem of socio-psychological characteristics of the personality of the head, which directly and indirectly affect the growth of cases and prevention of suicide. The correlation between management and suicide is revealed. The author analyzes the personal qualities of the manager, the management style that affect the psychological climate of the team, and, as a result,the likelihood of suicide. Based on the results of the study, conclusions and specific proposals are presented.
Key words and concepts: suicide, social control, manager, psychology of interpersonal relations of the manager and subordinates, society, suicide prevention.


ТУРГУНОВА А.Т. ОИЛАЛАРДА ГЕНДЕР ТЕНГЛИКНИ ТАЪМИНЛАШДА КЕКСА АВЛОД ЁШЛАР УЧУН ИБРАТ КЎЗГУСИ СИФАТИДА
Ушбу мақолада шарқ халқларида гендер тушунчасини ривожлантириш ва амалиётга татбиқ этиш масалалари, жамият ва оилада гендер тарбияни амалга оширишда аёл ва эркакнинг ролига эътибор қаратилади. Шунингдек, ижтимоий ҳаётда аёллар ролини ошириш, моддий қўллаб-қувватлаш, ғамхўрлик қилиш, уларнинг оғир меҳнатига йўл қўймаслик, бандлигини таъминлаш масалалари муҳокама қилинган.
Таянч сўз ва тушунчалар: гендер тенглик, тарбия, ижтимоийлашув, таълим-тарбия жараёни, миллий қадриятлар, кўникма, танқидий тафаккур, фуқаролик позицияси, оила, шахс, ташаббускорлик, ибрат, кекса авлод.


ТУРГУНОВА А.Т. СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ КАК ПРИМЕР ДЛЯ МОЛОДЕЖИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В СЕМЬЕ
Статья посвящена развитию и реализации гендерного понятия у народов Востока, роли женщин и мужчин в реализации гендерного образования в обществе и семье. Раскрыты и обсуждены также вопросы повышения роли женщин в общественной жизни, их финансовой поддержки, предотвращения тяжелого труда и обеспечения трудоустройства.
Ключевые слова и понятия: гендерное равенство, воспитание, социализация, образовательный процесс, национальные ценности, навыки, критическое мышление, гражданская позиция, семья, личность, инициатива, пример, старшее поколение.


ТURGUNOVA А.Т. ENSURING GENDER EQUALITY IN FAMILY AMONG ELDERLY GENERATION — AZ IMITATION FOR YOUNG PEOPLE
The article is devoted to the development and implementation of the gender concept among the peoples of the East, the role of women and men in the implementation of gender education in society and the family. The issues of enhancing the role of women in public life, financial support, prevention of their hard work and employment were also disclosed and discussed.
Key words and concepts: gender equality, upbringing, socialization, educational process, national values, skills, critical thinking, citizenship, family, personality, initiative, example, older generation.

Турсунов М.А. Узлуксиз таълимда мустақил таълимнинг ўрни ва аҳамияти (“Ахборот технологиялари» фанидан электрон таълим ресурсларини яратиш мисолида)


ТУРСУНОВ М.А. УЗЛУКСИЗ ТАЪЛИМДА МУСТАҚИЛ ТАЪЛИМНИНГ ЎРНИ ВА АҲАМИЯТИ (“АХБОРОТ ТЕХНОЛОГИЯЛАРИ» ФАНИДАН ЭЛЕКТРОН ТАЪЛИМ РЕСУРСЛАРИНИ ЯРАТИШ МИСОЛИДА)
Техник олий ўқув юртларида таълим олаётган талабаларнинг билим ва малакаларини оширишда, узлуксиз таълим олиш ҳамда мустақил ишлаш кўникмаларини шакллантиришда электрон ресурсларнинг ўрни беқиёсдир. Мақолада электрон таълим ресурсларидан фойдаланиб ўқитиш усули келтирилган.
Таянч сўз ва тушунчалар: узлуксиз таълим, таълимшунослик, ахборотлашган жамият, мустақил таълим, moodle тизими, электрон ресурс, С++ Builder 6 дастурлаш тили.


ТУРСУНОВ М.А. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»)
Неоценима роль электронных ресурсов в повышении уровня знаний и навыков студентов, обучающихся в технических вузах, формировании навыков непрерывного обучения и самостоятельной работы. В статье излагается метод обучения с использованием электронных обучающих ресурсов.
Ключевые слова и понятия: непрерывное образование, образование, информационное общество, самостоятельное обучение, система moodle, электронный ресурс, язык программирования C ++ Builder 6.


TURSUNOV M.A. THE ROLE AND IMPORTANCE OF INDEPENDENT EDUCATION IN CONTINUING EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF CREATING ELECTRONIC RESOURCES FOR THE «INFORMATION TECHNOLOGIES» DISCIPLINE)
The role of electronic resources is invaluable in raising knowledge and skills level and formation of lifelong learning skills and independent work among technical universities students. In the article is given teaching method implementing electronic teaching resources.
Key words and concepts: continuing education, education, information society, independent learning, moodle system, electronic resource, programming language C ++ Builder 6

Ташмухамедова Г.Х. Медиацентр университета как база для создания нового цифрового контента.


Низомова Р.А. Талаба-ёшларнинг интернет тармоғидан фойдаланишида ахборотпсихологик хавфсизлигини таъминлаш: муаммо ва ечимлар.


Рахимов Х.А. Олий тaълим тизимидa электрон тaълим муҳитининг aфзaлликлaри.


ТАШМУХАМЕДОВА Г.Х. МЕДИАЦЕНТР УНИВЕРСИТЕТА КАК БАЗА ДЛЯ СОЗДАНИЯ НОВОГО ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА
В статье рассматриваются вопросы профессионального образования студентов в медиацентре университета. Показывается, что практические занятия, проводимые в учебном медиацентре, позволяют повысить качество подготовки специалистов для работы в отрасли кино и телевидение.
Ключевые слова и понятия: медиацентр, телевизионные технологии, медиаобразование, медиатехнологии, масс-медиа, кинотелепроизводство.


ТАШМУХАМЕДОВА Г.Х. УНИВЕРСИТЕТ МЕДИА МАРКАЗИ ЯНГИ РАҚАМЛИ МАЗМУНИ ЯРАТИШНИНГ БАЗАСИ
Мақолада университетнинг медиа марказида талабаларнинг касбий таълими масалалари кўриб чиқилган. Амалий машғулотлар таълим медиа-марказида ўтказилганда кино ва телевидение соҳасида ишлаш учун мутахассисларни тайёрлашда сифат даражасини ошиши кўрсатилган.
Таянч сўз ва тушунчалар: медиа-марказ, телевизион технологиялар, медиа-таълим, медиа-технологиялар, оммавий ахборот воситалари, кино ва телевизион маҳсулотлар.


TASHMUKHAMEDOVA G.KH. MEDIA CENTER OF THE UNIVERSITY AS A BASE FOR CREATING NEW DIGITAL CONTENT
In the article the issues of professional education of students at university media center are considered. It is shown that practical exercises held in the educational media center improve the quality of training specialists for work in the film and television industry.
Key words and concepts: media center, television technologies, media education, media technologies, mass media, film and television production.


НИЗОМОВА Р.А. ТАЛАБА-ЁШЛАРНИНГ ИНТЕРНЕТ ТАРМОҒИДАН ФОЙДАЛАНИШИДА АХБОРОТ-ПСИХОЛОГИК ХАВФСИЗЛИГИНИ ТАЪМИНЛАШ: МУАММО ВА ЕЧИМЛАР
Мақолада ҳозирги кунда ахборотга оид назариялар, ахборот-коммуникация технологиялар ва оммавий ахборот воситаларининг инсон онгига таъсири, талаба-ёшларнинг ўқув жараёнида Интернетдан фойдаланишининг салбий ва ижобий жиҳатлари ҳамда Интернет тизими билан боғлиқ муаммолар таҳлил қилиниб, хулоса ва таклифлар келтирилган.
Таянч сўз ва тушунчалар: ахборот, ахборот шовқини, ахборот-коммуникация технологиялари, ахборот ва психологик хавфсизлик, ахборот маданияти, дезинформация, киберхавфсизлик, Интернет, веб – бутунжаҳон тармоқ, Covid-19, ижтимоий тармоқлар, Global Digital.


НИЗОМОВА Р.А. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СТУДЕНТАМИ ИНТЕРНЕТА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
В статье анализируются современные теории информации, влияние информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации на человеческий разум, плюсы и минусы использования студентами Интернета в учебном процессе, представлены проблемы, связанные с системой Интернета, а также приведены выводы и рекомендации.
Ключевые слова и понятия: информация, информационное взаимодействие, информационно-коммуникационные технологии, информационная и психологическая безопасность, информационная культура, дезинформация, кибербезопасность, Интернет, веб – глобальная сеть, Covid-19, социальные сети, Global Digital.


NIZOMOVA R.А. ENSURING INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY WHEN STUDENTS USE THE INTERNET: PROBLEMS AND SOLUTIONS
In the article are presented modern theories of information, the influence of information and communication technologies and the mass media on the human mind, the pros and cons of students using the Internet in the educational process, discussed problems connected with the Internet system, and some conclusions and recommendations are done.
Key words and concepts: information, information interaction, information and communication technologies, information and psychological security, informational culture, disinformation, cybersecurity, the Internet, web — global network, Covid-19, social networks, Global Digital


РАХИМОВ Х.А. ОЛИЙ ТAЪЛИМ ТИЗИМИДA ЭЛЕКТРОН ТAЪЛИМ МУҲИТИНИНГ AФЗAЛЛИКЛAРИ
Ушбу мақолада техник йўналишдаги олий таълим муассасаларидаги электрон таълим муҳити шароитида масофавий ўқитишнинг камчиликлари ва ютуқларини таққослашга қаратилган тадқиқот натижалари келтирилган. Тажриба сифатида катта ёшли талабалар ўртасида ўтказган сўровнома натижалари берилган.
Таянч сўз ва тушунчалар: респондент, катта ёшли талабалар, масофавий ўқитиш, афзалликлар, камчиликлар, электрон таълим.


РАХИМОВ Х.А. ПРЕИМУШЕСТВА СРЕДЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрены результаты исследования, направленного на сравнение недостатков и достижений дистанционного обучения в среде электронного обучения в технических ВУЗах. Приводятся результаты проведённого в качестве эксперимента опроса старшеклассников.
Ключевые слова и понятия: респондент, взрослые студенты, дистанционное обучение, преимущества, недостатки, электронное обучение.


RAKHIMOV KH.A. THE IMPORTTANCE OF E-LEARNING ENVIRONMENT IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM
In the article is reviewed the results of a study aimed to comparing the shortcomings and achievements of distance learning in an e-learning environment in technical higher education institutions. It is conducted a survey of older students as an experiment.
Key words and concepts: respondent, adult students, distance learning, advantages, disadvantages, e-learning

Қодирова Ф.У. Методик кластер замонавий мактабда соғлом рақобат воситаси сифатида.


Абдиев У.Б. Муқобил ва қайта тикланувчи энергия манбаларига доир ўқув материалларидан фойдаланиб физика фанини ўқитиш мазмунини такомиллаштириш.


Абсаломов Т.Т. Европа таълим муассасаларида билингвал таълим технологиясини қўллашда CLIL тажрибасининг (мазмуни ва тили интеграциялашган таълим) назарий асослари.


ҚОДИРОВА Ф.У. МЕТОДИК КЛАСТЕР ЗАМОНАВИЙ МАКТАБДА СОҒЛОМ РАҚОБАТ ВОСИТАСИ СИФАТИДА
Ушбу мақолада умумтаълим ва махсус таълим муассасаларида таълим сифатини оширишга таъсир этувчи методик хизматни инновацион ёндашувлар асосида ташкил этиш бўйича тавсиялар келтирилган. Хусусан, “Методик кластер” инновацион ёндашувни татбиқ этишнинг мазмуни ва босқичлари баён этилган.
Таянч сўз ва тушунчалар: таълим, ўқитиш, метод, жараён, сифат, ўқитувчи, технология, методик хизмат.


КОДИРОВА Ф.У. МЕТОДИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
В статье приведены рекомендации по организации методической службы, которая воздействует на повышение качества образования в обшеобразовательных и специальных учреждениях. В частности, изложены содержание и этапы применения инновационного подхода “Методический кластер”.
Ключевые слова и понятия: образование, обучение, метод, процесс, учитель, технология, методическая служба.


KODIROVA F.U. METHODICAL CLUSTER — A LEVEL OF HEALTHY COMPETITION IN A
MODERN SCHOOL

In the article is provided recommendations for the organization of methodological services on the basis of innovative approaches that affect the quality of education in general and special education institutions. In particular, the content and stages of implementation of the innovative approach «Methodical Cluster» are described.
Key words and concepts: education, teaching, method, process, quality, teacher, technology, methodical service.


АБДИЕВ У.Б. МУҚОБИЛ ВА ҚАЙТА ТИКЛАНУВЧИ ЭНЕРГИЯ МАНБАЛАРИГА ДОИР ЎҚУВ МАТЕРИАЛЛАРИДАН ФОЙДАЛАНИБ ФИЗИКА ФАНИНИ ЎҚИТИШ МАЗМУНИНИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШ
Ушбу мақолада мактаб физика таълимида муқобил ва қайта тикланувчи энергия манбаларига доир ўқув материаллардан физика дарсларида фойдаланишга доир методик ишланмалар келтирилган. Мақолада физика дарсларида муқобил ва қайта тикланувчи энергия манбаларига доир билим, кўникма ва малакаларни шакллантиришда ишчи ҳолатдаги кўргазмали демонстрацион макетлар ва жиҳозлардан фойдаланиш имкониятлари ҳам баён этилган.
Таянч сўз ва тушунчалар: муқобил энергия манбалари, кўргазмали қуроллар, макетлар, ўқув материаллари, қуёш уйи, билим, кўникма ва малака, замонавий энергетика, интерфаол метод ва усуллар.


АБДИЕВ У.Б. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ С ПОМОЩЬЮ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО АЛЬТЕРНАТИВНЫМ И ВОЗОБНОВЛЯЕМЫМ ИСТОЧНИКАМ ЭНЕРГИИ
В статье представлены методические разработки по использованию учебных материалов по альтернативным и возобновляемым источникам энергии на уроках физики в школьном образовании. В статье также описаны возможности использования демонстрационных моделей и оборудования в рабочем состоянии при формировании знаний, навыков и умений в области альтернативных и возобновляемых источников энергии на уроках физики.
Ключевые слова и понятия: альтернативные источники энергии, наглядные пособия, макеты, учебные материалы, солнечный дом, знания, навыки и умений, современная энергия, интерактивные методы и техники.


ABDIEV U.B. IMPROVING THE CONTENT OF PHYSICS TEACHING ALTERNATIVE AND RENEWABLE ENERGY SOURCES IMPLEMENTING TEACHING MATERIALS FOR.
In the article is presented methodological developments of the educational materials implementation in physics lessons for alternative and renewable energy sources at school education. The article also describes the opportunities models and equipment demonstration in working to formation of knowledge, skills and abilities in the field of alternative and renewable energy sources.
Key words and concepts: alternative energy sources, visual aids, models, educational materials, solar house, knowledge, skills and abilities, modern energy, interactive methods and techniques.


АБСАЛОМОВ Т.Т. ЕВРОПА ТАЪЛИМ МУАССАСАЛАРИДА БИЛИНГВАЛ ТАЪЛИМ ТЕХНОЛОГИЯСИНИ ҚЎЛЛАШДА CLIL ТАЖРИБАСИНИНГ (МАЗМУНИ ВА ТИЛИ ИНТЕГРАЦИЯЛАШГАН ТАЪЛИМ) НАЗАРИЙ АСОСЛАРИ
Ҳозирги кунда Европа таълим муассасалари интеграциялашган предмет-тил ёндашувини (Content and Language Integrating ёки CLI) кенг қўлламоқда, унинг пайдо бўлиши дунёда чет тили таълимини ривожлантириш учун глобаллашув жараёнлари ва объектив шарт-шароитлар тақозо этмоқда. Бу таълимий ндашув билингвалли таълим мазмуни ва тили интеграциялашган таълим (CLIL) технологиясининг асосини ташкил этди.
Таянч сўз ва тушунчалар: CLIL, билингвал таълим, АКТ, компьютер дастурлари, педагогика, компетенция.


АБСАЛОМОВ Т.Т. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЫТА CLIL В ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ)
Сегодня в европейских учебных заведениях широко применяется интегрированный предметноязыковой подход (Content and Language Integrating или CLI), который возник в процессе глобализации и объективных условий для развития иноязычного образования в мире. Такой образовательный подход лег в основу содержания билингвального образования и технологии языкового интегрированного обучения (CLIL).
Ключевые слова и понятия: CLIL, билингвальное образование, ИКТ, компьютерные программы, педагогика, компетентность, информационное образование.


ABSALOMOV T.Т. THEORETICAL BASICS OF THE CLIL EXPERIENCE OF BILINGUAL EDUCATION TECHNOLOGY APPLICATION IN EUROPEAN EDUCATIONAL INSTITUTIONS (SUBJECT-LANGUAGE INTEGRATED LEARNING)
Today in European educational institutions, an integrated subject-language approach (Content and Language Integrating or CLI) is widely used. That was emerged in the processes of globalization when objective conditions for the development of education in foreign language worldwide is required. Such educational approach formed the basis for the content of bilingual education and the technology of language integrated learning (CLIL).
Key words and concepts: CLIL, bilingual education, ICT, computer programs, pedagogy, competence, information education.

Каюмова Н.А. Олий таълимда электрон таълим муҳитини ташкил этишда янги технологиялар


КАЮМОВА Н.А. ОЛИЙ ТАЪЛИМДА ЭЛЕКТРОН ТАЪЛИМ МУҲИТИНИ ТАШКИЛ ЭТИШДА ЯНГИ ТЕХНОЛОГИЯЛАР
Мақолада олий таълим ўқув жараёнида электрон таълим муҳитини ташкил этишда янги технологиялар сифатида масофали таълим, Moodle тизимидан фойдаланиш йўллари ва имкониятлари очиб берилган.
Таянч сўз ва тушунчалар: электрон таълим, масофали таълим, e-Learning, SCORM, MOOC, Coursera, edX, Udacity, Moodle, синхрон, асинхрон, on-line, off-line, Moodleнинг имкониятлари.


КАЮМОВА Н.А. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье описаны способы и возможности дистанционного обучения, применение системы Moodle как новой технологии в организации среды электронного обучения в системе высшего образования.
Ключевые слова и понятия: электронное обучение, дистанционное обучение, SCORM, MOOC, Coursera, edX, Udacity, Moodle, синхрон, асинхрон, on-line, off-line, возможности Moodle.


KAYUMOVA N.A. THE NEW TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF THE ELECTRONIC LEARNING ENVIRONMENT IN HIGHER EDUCATION
In the article is described the methods and opportunities of distance learning and implementation of the Moodle system as a new technology in organizing an e-learning environment in the process of higher education.
Key words and concepts: e-learning, distance learning, SCORM, MOOC, Coursera, edX, Udacity, Moodle, synchronous, asynchronous, on-line, off-line, Moodle capabilities.

Махмудов А.Х. Творческий потенциал шахмат в инновационном-образовательном процессе школы.
Умаров Б. “Муколима” методи – ўқувчилар коммуникатив компетентлигини шакллантиришнинг муҳим воситаси: тарихий тажриба.


МАХМУДОВ А.Х. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ШАХМАТ В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
В статье раскрываются теоретические и практические аспекты сущности и содержания предмета “Шахматы” в рамках основной школьной программы. Приведены результаты научных исследований, выполненных в рамках инновационного проекта №И-ОТ-2019-9 «Разработка и внедрение 3-D интерактивных учебно-методических пособий для предмета «Шахматы» в общеобразовательных школах».
Ключевые слова и понятия: предмет “Шахматы”, творчество, обучение, воспитание, развитие, исследования, программа обучения.


МАХМУДОВ А.Х. ШАХМАТНИНГ ИЖОДИЙ ИМКОНИЯТЛАРИ МАКТАБНИНГ ИННОВАЦИОН ТАЪЛИМ ЖАРАЁНИДА
Мақолада мактаб «шахмат» ўқув фанини моҳияти ва мазмунининг назарий ва амалий жиҳатлари очиб берилган. И-ОТ-2019-9 «Умумтаълим мактабларида «Шахмат» фанидан 3-Д интерфаол ўқув қўлланмаларини ишлаб чиқиш ва жорий етиш» инновацион лойиҳа доирасида олинган илмий тадқиқот натижалари келтирилган.
Таянч сўз ва тушунчалар: «Шахмат» фани, ижодкорлик, таълим, тарбия, ривожланиш, тадқиқот, ўқув дастури.


MAKHMUDOV A.KH.THE CREATIVE POTENTIAL OF CHESS IN THE INNOVATIVE EDUCATIONAL PROCESS OF SECONDARY SCHOOL
In the article is revealed the theoretical and practical aspects of the essence and content of the “chess” discipline in the framework of the secondary school’s basic curriculum. The results of scientific research carried out within the framework of the innovative project No. I-OT-2019-9 «Development and implementation of 3-D interactive teaching aids for the «chess» discipline in secondary schools» are presented.
Key words and concepts: subject « chess”, creativity, training, education, development, research, training program.


УМАРОВ Б. “МУКОЛИМА” МЕТОДИ – ЎҚУВЧИЛАР КОММУНИКАТИВ КОМПЕТЕНТЛИГИНИ ШАКЛЛАНТИРИШНИНГ МУҲИМ ВОСИТАСИ: ТАРИХИЙ ТАЖРИБА
Мақолада ўқувчиларда коммуникатив компетентлигини ривожлантиришдаги тарихий тажриба: муколима методининг мазмуни ва моҳияти ёритилган. Умумтаълим фанларини ўқитишнинг интерфаол усулларидан фойдаланиш ва ўқувчиларнинг мустақил ишларини ташкил этиш орқали уларнинг коммуникатив компетентлигини шакллантириш борасида услубий тавсиялар тақдим этилган.
Таянч сўз ва тушунчалар: янгиланаётган педагогик фикр, коммуникатив компетентлик, муколима, ўқувчи компетентлиги, “келажак кўникмалар”.


УМАРОВ Б. МЕТОД “ЗУБРЁЖКА” — ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ
В статье раскрывается содержание и сущность метода зубрёжки в развитии коммуникативной компетенции учащихся. Представлены методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения общеобразовательным предметам и формированию коммуникативной компетентности учащихся через организацию самостоятельной работы.
Ключевые слова и понятия: обновленное педагогическое мышление, коммуникативная компетенция, зубрёжка, «навыки будущего».


UMAROV B. MEMORIZATION METHODOLOGY AS AN IMPORTANT TOOL FOR THE FORMATION OF STUDENT’S COMMUNICATIVE COMPETENCY. HISTORICAL EXPERIENCE
The article reveals the content and essence of the cramming method in the development of the communicative competence of students. Methodical recommendations of interactive methods implementation in teaching general education subjects and the formation of communicative competence of students through the organization of independent work are presented.
Key words and concepts: updated pedagogical thinking, communicative competence, cramming, “skills of the future”.