ТЕМА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ

0
126
Экономическая теория

ПЛАН

 1.1 Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Предмет и функции экономической теории

1.2 Методы экономического анализа

1.3. История развития экономической науки.

1.1 Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Предмет и функции экономической теории

Для того чтобы жить и развиваться, люди должны потреблять разнообразные блага и услуги, удовлетворяя тем самым свои потребности. Эти жизненно необходимые материальные блага и услуги не даны им природой в готовом виде. Их нужно производить, создавать. Однако ресурсы, необходимые для их производства, ограничены. Это значит, что их количество недостаточно. Для выпуска такого объёма нужных благ, способного удовлетворить существующую на данный момент потребности людей. Поэтому люди вынуждены непрерывно рационализировать свою деятельность, стремясь более эффективно использовать имеющиеся ограниченные ресурсы, чтобы получать больше необходимых благ и полнее удовлетворять свои потребности. В силу этого деятельность людей по созданию нужных благ в условиях ограниченных ресурсов принимает экономических характер, проявляется как экономическая деятельность, которую и изучает экономическая теория.

Экономическая теория – это наука о хозяйственной деятельности людей, дающая цельное представление об экономической жизни общества через совокупность понятий, категорий, теорий и экономических законов. Предметом экономической теории являются экономические отношения между людьми в производстве, распределении, обмене и потреблении, экономическое поведение индивидов и хозяйствующих субъектов, стремящихся к достижению своих целей в условиях ограниченных ресурсов.

Значение экономической теории как науки проявляется в выполняемых ею функциях: познавательной, теоретической, практической и методологической.

Познавательная функция заключается в познании и объяснении экономических явлений и процессов, выявлении закономерностей их наступления, установлении функциональной зависимости между экономическими явлениями и процессами.

Теоретическая функция – состоит в создании, на основе раскрытия сущности экономических процессов и выявления закономерностей экономического поведения индивидов и хозяйствующих субъектов, теорий, объясняющих те или иные экономические процессы и явления, в формулировании экономических законов, определяющих динамику этих процессов, и выделении экономических категорий. Экономические законы отражают существенные, постоянно повторяющиеся причинно-следственные взаимосвязи экономических процессов и явлений (закон возвышения потребностей, закон спроса).

Экономические категории – это логические понятия, отражающие определённые экономические отношения (товар, финансы).

Практическая функция – предполагает использование знаний об экономических законах и закономерностях, взаимосвязях и взаимозависимостях экономических процессов и явлений, полученных в результате научного анализа, при принятии экономических решений на различных уровнях хозяйствования, для выработки экономической политики.

Методологическая функция состоит в том, что экономическая теория является методологической базой, своеобразным теоретическим фундаментом для всего комплекса функциональных и отраслевых экономических наук (финансы, бухгалтерский учёт, экономика предприятия и др.). Экономическая теория даёт им общее знание об экономике в целом, законах и тенденциях её развития, которые эти науки используют при изучении своего предмета.

 

1.2 Методы экономического анализа

Для изучения экономической действительности, проникновения в сущность экономических явлений и процессов, экономическая теория использует совокупность различных методов познания, т.е. способов и приёмов познания. В процессе экономического анализа экономическая теория использует общенаучные и частные методы исследования.

К общенаучным методам относится: анализ и синтез, индукция и дедукция, научная абстракция, диалектический подход.

Анализ предполагает выделение в изучаемом объекте или явлении отдельных составных частей, подсистем и отношений и их детальное изучение. Синтез заключается в мысленном объединении ранее расчленённых и проанализированных частей объекта в единое целое, раскрывая при этом внутренние связи между элементами, их взаимодействие и противоречия.

Под индукцией подразумевается выведение обобщающих выводов на основе накопления, систематизации и анализа фактов. Процесс познания идёт от частного (фактов) к общему (выводу).

Если же сначала формулируется какая-то гипотеза, которая затем на фактах многократно проверяется, прежде чем превратиться в теорию, то речь идёт о дедукции.

Каждое экономическое явление и экономический процесс формируется под воздействием целого ряда факторов и обстоятельств. Поэтому для выявления влияния каждого из них на исследуемое явление используется метод научной абстракции. Суть этого метода состоит в выделении из всей совокупности обстоятельств и факторов одного из них с целью установления его влияния на исследуемое явление, абстрагируясь при этом от воздействия других факторов на данное явление. В этом случае предполагается, что другие факторы и обстоятельства в данный момент неизменны, а потому их влияние нейтрализовано.

Диалектический метод познания предполагает рассматривать экономические процессы и явления как находящиеся в состоянии постоянного изменения и развития, которое идёт от простого к сложному и что источником этого развития являются внутренние противоречия. Поэтому при изучении экономических процессов и явлений необходимо выяснять, как, почему, и в силу каких причин они возникли и развиваются.

В исследовании существующих взаимосвязей и взаимозависимостей важную роль играют предельный, функциональный и равновесный анализ. Предельный анализ предполагает исследование постоянно изменяющихся так называемых предельных величин для выяснения того, как хозяйствующие субъекты, стремящиеся к получению больших выгод, принимают решения. Предельная величина – это величина дополнительная, связанная с осуществлением какой-либо операции, имеющей своим результатом и издержки, и выгоды. Поэтому важнейшим принципом предельного анализа является сопоставление предельных выгод и предельных затрат от осуществления дополнительной операции. Очевидно, что хозяйствующий субъект будет осуществлять дополнительные операции лишь до тех пор, пока предельные выгоды будут превышать предельные затраты.

Функциональный анализ, отражая принцип взаимной зависимости экономических явлений, позволяет выявить причинно-следственные связи изучаемых явлений, установить в исследуемом явлении, какая из переменных является причиной, а какая – следствием.

Равновесный анализ – это метод исследования динамичных экономических процессов и явлений в условиях нахождения их в состоянии относительной стабильности или равновесия. Например, рыночное равновесие на рынке какого-то товара. При этом под равновесием понимается такая ситуация, когда рыночная цена устанавливается на каком-то уровне, при котором обеспечивается соответствие количества товаров, которое покупатели хотят приобрести, тому их количеству, которое производители предлагают. Обеспечения равновесия возможно лишь когда, во-первых, отсутствуют внутренние мотивы (тенденции) к изменению сложившегося равновесного состояния и, во-вторых, существуют силы, автоматически выравнивающие любые отклонения от равновесия и стремящиеся вернуть экономическую ситуацию в первоначальное положение.

Среди частных приемов, широко используемых в экономическом анализе, выделяются графический, статистический и математический анализ, моделирование, эксперимент.

1.3. История развития экономической науки.

Экономика — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Ксенофонта, который называет её «естественной наукой». Ксенофонт древнегреческий писатель и историк афинского происхождения, полководец и политический деятель.

Аристотель противопоставлял экономику хрематистике — отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. Аристотель противопоставлял хрематистику и экономику, как целенаправленную деятельность по созданию благ, необходимых для естественных потребностей человека. При этом роль экономики Аристотель видел в удовлетворении насущных потребностей и в создании средств, необходимых для поддержания хозяйства. Деньги при этом служат исключительно для обеспечения удобства обмена. Хрематистика рассматривает ситуацию, когда прибыль и накопление денег стало основной целью деятельности (например, ростовщичество, спекулятивная торговля). Деньги выступают в качестве богатства и цели, теряя своё предназначение средства обмена. К хрематистике Аристотель относился отрицательно.

Так как хрематистика расположена рядом с экономикой, люди принимают её за саму экономику; но она не экономика. Потому что хрематистика не следует природе, а направлена на эксплуатирование. На неё работает ростовщичество, которое по понятным причинам ненавидится, так как оно черпает свою прибыль из самих денег, а не из вещей, к распространению которых были введены деньги. Деньги должны были облегчить торговлю, но ростовщический процент увеличивает сами деньги. Поэтому этот вид обогащения самый извращённый.— Аристотель. Политика

Аристотель также полагал, что из-за хрематистики у людей появилось представление о безграничном имуществе и богатстве, однако он же предупреждал, что скатывание в хрематистику губительно.

В первобытном обществе уровень экономического развития был низким, обеспечивающим потребление на грани физического выживания. Сначала первобытные люди добывали средства к существованию, охотой и собирательством, но в результате неолитической революции возникли земледелие и животноводство. Развитие общества привело к разделению труда и социальному неравенству, появились социальные классы и государство. Возникло рабовладение.

Постепенно развивался товарообмен, который сначала осуществлялся в форме натурального обмена, но с появлением денег превратился в торговлю. Тем не менее, в обществах Древнего мира и Средневековья преобладающим было натуральное хозяйство. С конца XV века началась Эпоха великих географических открытий, которая привела к тому, что сложилась мировая экономика и началась эпоха первоначального накопления.

В эту эпоху создалась одна из первых школ экономической теории.

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма — увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У. Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше, чем покупать.

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Наиболее известные представители меркантилизма:

Томас Мен (1571-1641).

Антуа де Монкретьен (1575-1621) ввел в научный оборот термин политическая экономия.

С выходом в свет его книги «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия. Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами. Они выражали интересы крупных землевладельцев. Физиократия — французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 года Франсуа Кенэ. Несмотря, что школа была открыта, термин «физиократы» вошел в употребление лишь в XIX в. При жизни Франсуа Кенэ и его учеников, они себя называли «экономистами», а свое учение — «политической экономией».

Название «физиократия» дано Дюпон де Немуром — первым издателем сочинений Кенэ — ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Впрочем, это название могло бы характеризовать учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками «естественного порядка» в хозяйственной жизни общества — идеи, родственной понятиям естественного права или естественного закона в рационалистическом смысле философии XVIII в.

Классическая школа политэкономики.

С последней четверти XVIII века началась промышленная революция, которая привела к тому, что в наиболее развитых странах большинство населения к концу XIX века было занято уже не в сельском хозяйстве, а в промышленности.

Преобладающей экономической системой стал капитализм. Происходил процесс превращения традиционного общества в современное, аграрного общества в индустриальное общество.

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии. Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление. Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Основополагающей идеей классической школы является теория трудовой стоимости товаров. Трудова́я тео́рия сто́имости (ТТС, англ. labor theory of value), — экономическая теория, в соответствии с которой стоимость товаров формирует количество общественно необходимого труда для их производства (или воспроизводства) в данных социально-экономических условиях. Стоимость проявляется при обмере товаров в форме меновой стоимости (выражена в количестве другого товара) или цены (выражена в количестве денег). Считается, что в идеале товары обмениваются пропорционально их стоимости. При этом признаётся, что идеал является ориентиром, целью, направлением тенденции, а реальные цены (пропорции обмена) могут значительно отклоняться от него в любую сторону. Но чем больше операции обмена, тем ближе среднее значение меновой стоимости к пропорции, обусловленной отношением стоимостей обмениваемых товаров.

Экономическая школа научного коммунизма — Марксизм.

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.

С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируемую из центра. Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.

Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма:

В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоимостная характеристика резко уменьшается.

Неоклассическая экономическая теория — Маржинализм.

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория маржинализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К. Маркса, его критическое осмысление. Именно маржинализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями маржинализма (школы предельного анализа) являются:

Карл Менгер.

Фридрих Визер.

Леон Вальрас.

Эйген-Бем-Баверк.

Уильям Стэнли Джевонс.

Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.

Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.

Экономический монетаризм меркантилизм денежный возникает на основе синтеза идей Давида Рикардо и Маржинализма как неоклассическая школа, в ней экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Представители неоклассической школы:

Альфред Маршал.

Артур Пигун.

Кейнсианство.

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения объёмов государственных расходов. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода. Дж. Кейнс был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианской революцией в политической экономии». Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д. Рикардо, а также из экономической теории марксизма.

Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Экономическая школа Институционализма.

Это направление социально-экономических исследований, в частности рассматривающих политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан — институций (семья, партия, законодательство, религия, традиции, профсоюзы и т.д.).

Понятие Институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений. Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Главная идея современного Институционализма — в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постиндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.

В работах институционалистов не встретишь увлечения сложными формулами, графиками. Их аргументы обычно основаны на опыте, статистике. В центре внимания не анализ цен, спроса и предложения, а проблемы более широкого плана. Их волнуют не чисто экономические проблемы, а экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами. Сосредоточив внимание на решении отдельных, как правило, значимых и актуальных задач, институционалисты не выработали общей методологии, не создали единой научной школы. В этом проявилась слабость институционального направления, его неготовность разработать и взять на вооружение общую, логически стройную теорию.

Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма).

Монетаризм — макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Современный монетаризм возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Основоположником монетаризма является Милтон Фридман, впоследствии ставший лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1976 году. Однако название новой экономической теории было дано Карлом Бруннером.

Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства — это регулирование денежных потоков.

По мнению Милтона Фридмана микроэкономика изучает крупномасштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хозяйство, фирмы и экономические рынки.

Монетарное правило. В связи с действием принципа нейтральности денег монетаристы выступали за законодательное закрепление монетаристского правила, заключающегося в том, что денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП. Соблюдение этого правила устранит непредсказуемое влияние антициклической кредитно-денежной политики. По мнению монетаристов, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции.

Несмотря на логичность данного утверждения, оно сразу стало объектом острой критики со стороны кейнсианцев. Они утверждали, что глупо отказываться от активной кредитно-денежной политики, так как скорость обращения денег не стабильна, и постоянный рост денежного предложения может вызвать серьёзные колебания совокупных расходов, действуя через инфляцию дестабилизирующе на всю экономику.