Тема 5. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие.

0
2178
Экономическая теория

План.

  1. Экономическое содержание спроса и предложения.
  2. Соотношение спроса и предложения, рыночное равновесие.
  3. Эластичность спроса и предложения.
  4. Теория потребительского поведения.

 

  1. Экономическое содержание спроса и предложения.

Спрос – количество товаров и услуг, имеющееся на данном рынке, которое покупатель готов приобретать по определенной цене независимо от того, действует он рационально или под влиянием среды.

Величина спроса – это количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Закон спроса — на любом рынке, в любой момент времени при прочих равных условиях существует отрицательная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него.

Факторы спроса:

  • цена товара
  • изменение вкусов потребителей
  • изменение числа покупателей
  • изменение доходов потребителей
  • изменение цен на сопряженные товары
  • изменения в ожиданиях потребителей
  • степень удовлетворения потребностей

Предложение – это количество данного товара, которое могут и намерены сбыть производители на рынке по данной цене.

Величина предложения — количество товара, которое будет предложено для продажи при данной цене в конкретный промежуток времени.

Закон предложения — на любом рынке, в любой момент времени при прочих равных условиях существует положительная зависимость между ценой товара и величиной его предложения.

Факторы предложения:

  • цена товара
  • изменение цен на ресурсы
  • изменение технологий
  • изменение налогов и субсидий
  • изменение цен на другие товары
  • изменение числа производителей

2.Соотношение спроса и предложения, рыночное равновесие.

Равновесие — это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене.

Возникает рыночное равновесие в результате взаимодействия спроса и предложения.

Равновесная цена — это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкретных сил.

Если реальная цена будет больше равновесной, то при такой цене объем спроса будет меньше объема предложения. В этом случае производители предпочтут снизить цену, чем продолжать выпуск продукции в объеме, существенно повышающем объем спроса. Избыток предложения будет оказывать понижающее давление на цену.

Если реальная цена на рынке будет ниже равновесной, то объем спроса будет больше объема предложения и товар станет дефицитным.

Равновесие — закон конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом.

Свойства равновесной цены и равновесного количества:

  1. Товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене.
  2. В точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) количество полезностей
  3. На рынке не обнаруживается ни избытка товаров (количества, которое излишне для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита (нехватки) благ.
  4. Эластичность спроса и предложения.

Эластичность – мера реакции одной экономической переменной на изменение другой. В экономической теории рассматривают эластичность спроса и предложения.

Эластичность спроса на товар- это процентное соотношение между изменением в цене или доходе и изменением спроса.

Одним из определяющих элементов эластичности предложения какого-либо товара или услуги является мобильность факторов его производства и выпуска, т. е. легкость с которой необходимые факторы производства могут быть привлечены из других отраслей. Второй важный фактор – это время. Как и в случае спроса, эластичность предложения по цене имеет тенденцию увеличиваться на долгосрочных временных интервалах. Частично это связано с мобильностью ресурсов, но также зависит и от применяемых технологий, состояния производственной базы и т. д. С течением времени адаптация производителей к рыночным условиям улучшает конъюнктурные возможности соответствия выпуска их продукции возросшему спросу, что приводит к повышению эластичности предложения.

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная налоговая политика, а также политика в области занятости.

  1. Теория потребительского поведения.

С точки зрения экономической теории, поведение потребителя на рынке определяет оценка им полезности. Различают общую и предельную полезность. Общая полезность — это удовлетворение, которое получают от потребления определенного набора единиц товара. Предельной называют полезность, равную приращению, увеличению общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы товара.

ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ — экономический закон, согласно которому каждая дополнительная единица потребляемого блага приносит меньше полезности (удовлетворения), чем предыдущая единица того же блага.

Каждый потребитель пытается так распорядиться своим денеж­ным доходом, чтобы получить максимальную общую полезность. Он не может купить все, что ему хочется, поскольку его денежный доход ограничен, а товары, которые он желает приобрести, имеют опреде­ленную цену. Поэтому потребитель выбирает между различными товарами, чтобы при ограниченном денежном доходе получить наи­более предпочтительный с его точки зрения набор товаров и услуг.

Правило потребительского поведения состоит в том, чтобы предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, потраченный на один товар, была бы равной предельной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар.

Такое поведение называется правилом максимизации полезно­сти. Если потребитель «уравновесит свои предельные полезности» в соответствии с этим правилом, то ничто не будет побуждать его к изменению структуры расходов. Потребитель будет находиться в состоянии равновесия.