Тема 13. Экономическая роль государства в регулировании рыночной экономики

0
543
Экономическая теория

План

  1. Необходимость и сущность регулирования экономики. Различные модели регулирования экономики.
  2. Экономическая роль и функции государства в рыночной экономике.
  3. Методы государственного регулирования экономики
  4. Укрепление  экономических функций местного самоуправления.

 


1.Необходимость и сущность регулирования экономики. Различные модели регулирования экономики.

Экономический закон пропорционального развития макроэкономики – нормальное существование народнохозяйственной системы возможно только в условиях постоянного поддержания соответствия друг другу объемов и структуры совокуп­ных величин производства, общественного продукта и потребностей.

В рыночной экономике закон пропорционального раз­вития народного хозяйства выступает в специфичес­кой форме – как закон равновесия макроэкономического спроса и макро­экономического предложения.

Регулирование экономики  представляет собой совокупность механизмов и процессов  распределения природных, материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных и других ресурсов в соответствии с потребностями общества на данном этапе.

Макроэкономический регулятор – это общественный способ орга­низации и регулирования национального хозяйства. Он выполняет сле­дующие функции: объединяет все хозяйство нации в единую систему; направляет производственную деятельность всех низовых звеньев эко­номики; распределяет труд и средства производства по отраслям и видам производства в соответствии с общественными потребностями; стимулирует высокоэффективное хозяйствование.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям.

Классическая теория регулирования (саморегулирования) – представители А. Смит и Д. Рикардо (вторая половина 18 – нач. 19 ст.) Основным регулятором экономических процессов выступает рыночный механизм, который эффективно регулирует распределение ресурсов, автоматически устанавливает рыночное равновесие (между спросом и предложением), вмешательство государства в экономику минимально.

Кейнсианская концепция ( 30-е годы XX в.) – государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. При этом Дж.Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов – перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая денежно-кредитная политика, активная бюджетно-финансовая политика и прямое создание государством рабочих мест.

Неоклассическая модель основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. В этом заключается отличие неоклассической теории от кейнсианской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы.

Теории неоклассического, неолиберального, неоконсервативного направления (монетаризм, теория рациональных ожиданий, теория “экономики предложения” и т.д.) признают необходимость государственного вмешательства государства в экономическую жизнь общества, но сводят его до минимума и отдают предпочтение непрямым (косвенным) методам государственного влияния.

Неоклассическая теория монетаристов. Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли (Ирвинг Фишер, Милтон Фридмен). Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос и использовании вместо этого косвенных мер воздействия на предложение.

Теория рациональных ожиданий – неоклассическая теория, утверждающая, что меры государства по стабилизации экономики неэффективны. Это обусловлено тем, что субъекты хозяйствования (предприниматели, потребители, наемные работники), получая и анализируя информацию, понимают возможные последствия экономической политики государства и ведут себя рационально: принимают оптимальные для себя решения, т.е. решения, которые максимально увеличивают их благосостояние.

Теория “экономики предложения” – неолиберальная экономическая теория, которая в отличие от кейнсианства пропагандирует стимулирование предложения, а также рост эффективности производства на основе снижения затрат производства, уменьшения налогов, стимулирования инвестиционного предпринимательства, уменьшения социальных выплат и т.д.

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость реализации государственного регулирования экономики заключается в нарастании проблем, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

 

2.Экономическая роль и функции государства в рыночной экономике.

Три подхода к вопросу о роли государства в руководстве экономикой:

1- концепция невмешательства государства в экономику (по теории классиков политической экономии).

2- “ограниченная интервенция государства в экономику”. Он предполагает проведение макроэкономической политики, основанной на монетаристских теориях.

3 – активная роль государства в проведении экономической политики различными средствами, начиная от управления ограниченными производственными ресурсами, проведения структурно-отраслевой и структурно-территориальной политики различными методами.

На протяжении текущего столетия роль государства в экономике неуклонно возрастает. Об этом, в частности, свидетельствует роль государственного сектора в экономике большинства стран мира.

Роль и задачи государства, обуславливающие необходимость вмешательства государства в экономику:

– создание условий для эффективного функционирования самого рыночного механизма;

– ликвидация негативных последствий рыночных процессов;

-защита национальных интересов на мировом рынке;

– решение проблем, которые рыночный механизм решить не в состоянии или решает их неэффективно

Основные функции государства в рыночной экономике:

1.образование правовой базы;

  1. защита конкуренции;

3.обеспечение экономики необходимым количеством денег ;

  1. минимизация негативных экстерналий;
  2. распределение и перераспределение доходов;
  3. производство общественных товаров и услуг.

Классический “набор” целей государственного регулирования экономически развитых стран:

– экономическое развитие;

– полная занятость;

– экономическая эффективность;

– стабильный уровень цен;

– экономическая свобода;

– справедливое распределение доходов;

– сбалансированность торгового баланса.

Наиболее распространен так называемый магический четырехугольник, т.е. четыре взаимосвязанные цели, за реализацию которых государство несет ответственность. Это следующие целевые установки развития страны:

-экономический рост;

-высокий уровень занятости;

– стабильность цен (устойчивость денег);

-внешнеэкономическое равновесие.

3.Методы государственного регулирования экономики

Общепринято деление способов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил “экономической игры” для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т.д.

Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию (от лат. достающийся на долю – установленное для определенных целей предельное количество, норма чего-либо), лицензирование (от лат. – свобода, право, разрешение), квотирование (позднелат. – доля, часть, норма чего-либо допускаемого) и т.д.

С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономическое регулирование предполагают воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используется:

– бюджетная и фискальная политика;

– денежно-кредитная политика;

– программирование;

– прогнозирование и планирование.

Методы государственного регулирования экономики – это влияние государства на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания условий их эффективного функционирования в соответствии с направлениями государственной экономической политики.

Каждый метод основывается на использовании совокупности инструментов (регуляторов, рычагов).

Методы ГРЭ классифицируются по двум признаками:

 формами влияния;

 способами влияния.

По формам влияния методы ГРЭ делят на две группы: методы прямого и непрямого (косвенного) влияния.

В зависимости от способов влияния выделяют правовые, административные, экономические и пропагандистские методы.

Методы прямого влияния непосредственно действуют на функционирование субъектов рынка. К ним относятся:

– определение стратегических целей развития экономики и их отображение в индикативных и других планах, целевых программах;

– государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнения работ и услуг;

-нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

– правовые и административные ограничения и запрещение производства определенных видов продукции;

– лицензирование операций экспорта и импорта товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Основными инструментами прямого государственного регулирования являются: нормативно-правовые акты, макроэкономические планы и целевые комплексные программы, государственные заказы, централизованно установленные цены, нормативы, лицензии, квоты, государственные бюджетные затраты, лимиты и т. д.

Методы косвенного регулирования – предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной, т.е. косвенное регулирование – это влияние на экономические интересы.

К ним относятся:

 налогообложение, уровень налогообложения и система налоговых льгот;

 регулирование цен, процентные ставки по кредиту и кредитные льготы;

 таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

К методам косвенного регулирования относятся инструменты фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной, амортизационной, инновационной и других направлений экономической политики, а также методы морального убеждения.

4.Укрепление  экономических функций местного самоуправления.

Характерной чертой становления рыночных отношений является перенос центра тяжести всей работы в части формирования многоукладной экономики, приватизации государственного имущества, ускоренного развития производительных сил и решения проблем роста благосостояния людей – непосредственно на места.  Меняется структура местного самоуправления. Создан наиболее отвечающий национальным условиям институт хокимов, как единственный полноправный орган представительной власти на местах. Образован уникальный механизм самоуправления граждан, корнями уходящий  в народные традиции, исторически сложившиеся общинные отношения – махаллю. Признано, что органом самоуправления, способствующим реализации гражданами их права на участие в управлении делами государства, объединяющим их решения на своей территории социальных и хозяйственных задач, является сход граждан поселков, кишлаков, махаллей. На этапе либерализации экономики усиливаются территориальные аспекты рыночных пребразований.