Основы кредитной системы обучения в странах мира

0
760

Впервые кредитно-часовая система, или, как ее иногда называют, система «кредитных часов», зародилась и получила наибольшее развитие в США.


В 1869 г. Президент Гарвардского университета, известный деятель американского образования, Чарльз Элиот ввел понятие «кредитный час», и в 1870-1880-х г.г. система, разрешающая объем дисциплины измерять в кредит-часах, была внедрена. С 1892 г. Начался второй этап развития «кредитно-часовой» системы. Комитет национального образования США в целях улучшения звена «колледж-школа», стандартизации программ обучения в средних школах ввел понятие «кредит» не только в колледжах, но и в средних школах, распространил кредитную систему оценки объема содержания бакалаврской программы на магистерскую и докторскую ступени образования.

Получение степени бакалавра предусматривает четыре года обучения. За это время студент должен освоить около 40 дисциплин, в среднем по три кредита каждый. Второй уровень высшего образования – это магистерские программы на получение степени магистра, рассчитанные в среднем на два года. Высшим этапом и третьей ступенью подготовки высококвалифицированных специалистов является обучение по докторским программам, ориентированное на узкопрофильное и самостоятельное научное исследование.

Для получения степени необходимо набрать заданное количество «кредит-часов», так называемых зачетных единиц. В системе USCS (US Credit System), принятой в США, кредит-час – это мера, основанная на времени обучения. Для получения степени бакалавра требуется минимально 120 кредит-часов за 4 года, магистра – 30-60 кредит-часов за 1-2 года, при обучении по докторским программам необходимо набрать 60-90 кредит-часов за 3-4 года.

В системе высшего образования кредит-час служит основой для составления расписания, подсчета среднего балла – GPA, для определения нагрузки кафедр, преподавателей и студентов, оплаты за обучение и преподавание и др., регулируя, таким образом, многостороннюю деятельность университетов.

Cистема USCS повышает мобильность американских студентов, так как полученные в одном университете кредиты засчитываются в другом, и студенты могут переходить из одного вузы в другой без потери зачетных единиц; подобная практика также делает возможной связь между прерванным и восстановленным обучением.

Эта проблема оставалась долгое время нерешенной в европейских странах. Так, В Испании университетское образование является многоуровневыми включает следующие циклы:

— первый цикл обучения: его продолжительность составляет не менее трех лет и соответствует получению 180-270 испанских кредитов;

— объединенные первый и второй циклы, рассчитанные на 4-5 лет (6 лет для ряда медицинских специальностей): обычно первый цикл – 2-3 года, второй – 2 года. За указанное время студенты зарабатывают 300-500 кредитов;

— второй цикл – индивидуальный;

— третий цикл – докторантура.

Отличительным в Испании является определение «кредита»: каждый кредит соответствует 10 часам аудиторных занятий, а по сумме набранных кредитов обычно судят о достигнутых студентами успехах. Кредиты зарабатываются студентами отдельно по теоретическим и практическим курсам; их можно также заработать выполняя, кроме аудиторных занятий, и другие виды учебной работы.

В Великобритании система обучения основана на кредитной системе CATS (Credit Accumulation and Transfer Scheme/System – Схема/Система накопления и передачи кредитов) Соединенного Королевства, целью которой является упорядочение и унификация системы многочисленных квалификационных свидетельств путем установления для каждой из разновидностей определенного количества кредитов. Система накопления и передачи кредитов распространена в Соединенном Королевстве, Южной Африке и Новой Зеландии.

В CATS академический год содержит 1200 условных часов или 120 кредитов, 1 британский кредит равен 10 условным учебным часам. Под условным учебным временем понимается количество часов, который обучающийся должен потратить в среднем для достижения результатов обучения. Условное время включает аудиторные занятия, основную практическую работу, работу над проектом, самостоятельные занятия, подготовку и сдачу экзаменов, то есть все обучение, имеющее отношение к достижению результатов на данном уровне. Для получения степени бакалавра в британском университете необходимо пройти обучение в 3 года и набрать 360 британских кредитов. Четвертый год дает студентам возможность получить степень «бакалавра с отличием». На факультетах медицины, стоматологии и архитектуры во всех университетах обучение длится дольше – до семи лет.

В Шотландии применяется основанная на CATS система CAT Шотландии (SCOT CATS), где в отличии от всех остальных частей Соединенного Королевства обучение на уровне бакалавра имеет продолжительность не 3, а 4 года. Это первая в Соединенном Королевстве национальная система, используемая всеми вузами Шотландии.

В системе CAT существует также единая система кредитов и квалификаций для Англии, Уэльса и Северной Ирландии (EWNI), разработанная в 2001 году Агентством по обеспечению качества (QAA); система CQFW (система кредитов и квалификаций Уэльса); система кредитов и квалификаций Шотландии (SCQF) и региональная система графства Дерби DRN.

В последние десятилетия XX в. в Европе актуаливизировались вопросы участия вузов в международных программах обучения, интернационализация учебных программ высшего образования стала одной из преобладающих тенденций. Основанная в Европейском Союзе в 1987 г. образовательная программа обмена студентами ERASMUS (European Community Action Scheme for Mobility of University Students) была приняты за основу как самая лучшая и распространена в 12 странах Европы. Накопленный опыт был переработан и взят за основу для программы SOCRATES, специализирующийся на образовании всех возрастных групп и уровней, действующей в 31 стране. Кроме того, в Европе осуществляются такие образовательные программы обмена студентов, как Leonardo Da Vinci и Tempus Tacis, направленные на укрепление имиджа Европы как колыбели науки и университетов.

В процессе реализации этих программ Европа столкнулась с трудностями, связанными с разнообразием и, в  ряде случаев, несопоставимостью европейских образовательных систем. Необходимо было разработать некий инструмент, который бы действительно сблизил национальные системы образования, сделал их более гибкими прозрачными, а документы об образовании – легко сравнимыми. Таким инструментом стала  ECTS (European Credit Transfer System), возникшая как пилотный проект программы ERASMUS и прошедшая экспериментальную проверку в течение 6 лет. В ней участвовали 145 вузов в странах Европы.

В июне 1999 года министры образования 29 Европейских стран подписали Болонскую декларацию, особое значение в которой придается ECTS и общеевропейскому Приложению к дипломам. При этом в задачи ECTS входит не создание унифицированной системы высшего образования, а достижение международной прозрачности и совместимости существующих систем образования и квалификаций при соблюдении автономии стран и вузов в области образовательной политики. К настоящему времени практически все европейские страны провели реформы национальных систем высшего образования, ввели системы, основанные на образовательных кредитах. Однако, они сильно различаются, что обусловлено ориентацией стран на решение  национальных социально-экономических задач. Каждая страна стремится сохранить свою уникальную систему образования, национальные исторические и культурные традиции, о чем позволяет судить анализ систем образования ряда европейских стран.

Таким образом, Европа логически пришла к неизбежной необходимости максимально возможного сближения и выравнивания шкалы оценки национальных систем по общеевропейскому шаблону, которым стала система ECTS. Согласно последней, европейский кредит – некая условная единица объема контактных часов тьютора со студентом. В среднем за один учебный год каждый студент должен набрать 60 европейских кредитов.

Наряду с европейской, американской и британской системами зачетных единиц существует и Система передачи университетских кредитов для азиатско-тихоокеанского региона UCTS (University Credit Transfer System), к которой явно не присоединились некоторые крупнейшие страны этого региона, такие, как, например, Япония и Китай. Пилотная схема этого проекта рассчитана на 5 лет, в целях оказания помощи организации UMAP (Университетская мобильность в азиатско-тихоокеанском регионе) более эффективно осуществлять студенческие обмены в регионе и на территориях, входящих в сферу деятельности  UMAP, а также со странами других регионов мира посредством гарантированного признания кредитов, полученных за обучение в зарубежных вузах.

Шкала кредитов  UCTS аналогична ECTS берет за основу 60 кредитов за академический год. Шкала кредитов UCTS используется только как шкала конвертируемости, она не предназначена для использования в качестве замены существующих в принимающем и направляющем на обучение вузах систем кредитов.

Хотя UCTS и основывается на модели ECTS с 60 кредитами за полный академический год и Шкалой оценок ECTS, система UCTS является значительно более упрощенной версией этой модели. UCTS разработана исключительно в целях перевода нагрузки и оценок студента между институтами, она не предполагает замену систем, существующих в каком-либо из институтов. В UCTS представитель факультета только осуществляет общие рекомендации по использованию UCTS и является контактным лицом при взаимодействии вузов. Студент сам составляет для себя программу обучения за рубежом. Только тогда, когда такая программа составлена студентом, отправляющий и принимающий институты выражают свое согласие относительно кредитов, которые должны быть начислены студенту за изучение дисциплины в соответствующей программе.

UMAP поощряет университеты и оказывает им поддержку в заключении двухсторонних соглашений, в которых подробно оговариваются условия осуществления студенческих обменов.

Подобно ECTS, задача UCTS состоит в том, чтобы повысить эффективность UMAP посредством обеспечения гарантий начисления кредитов отечественным институтом за те дисциплины, которые студент изучал по обмену за рубежом, а также обеспечить повышение уровня мобильности студентов.

В основу японской системы зачетных единиц положена американская система USCS с тем единственным отличием, что термин «кредит-час» заменен на «зачетные единицы» (units). Справедливости ради, надо отметить, что несколько университетов США, в частности Массачусетский технический университет, пользуется этим же термином. Для получения степени бакалавра японский студент должен пройти 4- летнее обучение в университете, из которых 2 года — обширная общеобразовательная подготовка по специальности, последние два года – специализация. Дисциплины подразделяются на обязательные и элективные.

Таким образом, одна зачетная единица в Японии означает, что студент слушает некоторый курс один час в неделю на протяжении семестра, и для получения степени бакалавра ему необходимо набрать 146 зачетных единиц.

Постуниверситетский этап образования в Японии состоит из двух подэтапов: «master course»,  продолжающийся два года и завершающийся получением степени магистра, и  «doctor course», продолжающийся 3 года и завершающийся получением степени доктора.

Опыт изучения китайской образовательной системы на примерах Университета Чинхуа, Пекинского государственного университета, Пекинского технического университета, Джилианского университета показывает, что в КНР принята трехуровневая система подобно американской. Для получения степени бакалавра надо освоить 120 кредитов, для получения степени магистра – 30-60 кредитов. Учебный год делится на два семестра и начинается 1 сентября. Продолжительность семестра, однако, в отличие от американской системы, может составлять и 20 недель. Продолжительность обучения в университетах 4-5 лет, в медицинских университетах – 7-8 лет и профессионально-технических школах 2-3 года.

Таким образом, имеются существенные различия не только в образовательных системах стран, но и в понимании и толковании термина «кредит». Если европейский кредит по своему объему отражает все контактные часы как в аудитории, так и вне ее, то американский кредитный час строго отражает только контактное время в аудиториях, подразумевая, что студент в два раза больше занимается самостоятельно, в том числе под руководством преподавателя.

В европейских кредитах всегда остается неясным вопрос о том, сколько времени студент проводит в аудитории с преподавателем, и эта цифра может различаться в зависимости от курса, университета и преподавателя. На 4-й Международной конференции «Глобализация образовательного рынка: реформы университетов Центральной Азии», проведенной  образовательной сетью Ednet, было отмечено, что европейская система не может точно определить, что понимается под трудоемкостью освоения образовательных программ, также как и объем контактных часов изучения дисциплин. В результате на конференции был сформулирован вывод, что 1 кредит ECTS подразумевает 24-36 рабочих часов, включая аудиторные занятия, коллоквиумы, участие в конференциях и дискуссии в библиотеках и на выездных мероприятиях и т.д., т.е. все виды контактных занятий. В системе ECTS примерно 60 кредитов соответствует одному году обучения, 30 кредитов – семестру, 20 кредитов – триместру обучения. Для сопоставления с американским кредитом можно предположить, что в европейских странах примерно такое же количество времени студенты проводят в аудитории; остальное время можно назвать самостоятельной работой студента под руководством преподавателя. В противном случае было бы непонятным, как на протяжении десятков лет студенты переводятся из европейских вузов в американские, и наоборот. Предполагается, что ECTS кредиты выражают трудоемкость, предусматривающую для каждой учебной дисциплины суммарную учебную нагрузку, а под рабочими часами, по-видимому, понимаются все виды контактных часов.

Из вышеизложенного анализа мировых образовательных систем вытекает, что американские кредиты (USCS) легко переводятся в европейские (ECTS) и азиатско-тихоокеанские (UCTS):

1 американский кредит-час = 1 китайскому кредиту = 1 японской зачетной единице = 2 европейским кредитам = 2 азиатско-тихоокеанским кредитам = 4 британским кредитам.

Изучение и анализ внедрения кредитной системы обучения показывают, что в различных странах мира она имеет свои специфические особенности. Тем не менее, эффективность и целесообразность кредитной системы обучения подтверждается все большем распространением ее в системе образования многих стран мира, так как направленность образовательных программ на развитие у студентов самостоятельной работы позволит повысить уровень творческой активности и самостимуляции в освоении знании, а значит и повышения качества образования.

Ескиндирова Маншук Жумабаевна

   Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахстан

Источник: rusnauka.com