Тема 6. Конкуренция и монополия. Сущность цен и особенности их формирования.

0
891
Экономическая теория

План.

  1. Сущность и виды конкуренции. Модели конкурентного рынка.
  2. Формы и методы конкурентной борьбы.
  3. Сущность, виды и социальные последствия монополий.
  4. Антимонопольные меры государства. Антимонопольное законодательство Республики Узбекистан.
  5. Цена и ее объективные основы.
  6. Функции и виды цен.
  7. Рыночный механизм ценообразования.
  8. Государственное регулирование цен. Политика цен в Узбекистане.

 

  1. Сущность и виды конкуренции. Модели конкурентного рынка.

Конкуренция — это экономическое соревнование, соперничество между участниками рынка, направленное на получение наибольшей выгоды от использования ограниченных ресурсов.

Конкуренция представляет собой экономическую войну всех против всех. Основные фронты этой борьбы:

конкуренция среди продавцов — все хотят продать свои товары дороже, побеждает тот, кто уступает в цене, но увеличивает объем продаж;

конкуренция между покупателями — все хотят купить товары по низкой цене, покупает тот, кто согласится с более высокой рыночной ценой;

конкуренция между продавцами и покупателями — покупатель хочет приобрести товар подешевле, а продавец — продать по дороже; купля-продажа состоится в результате взаимовыгодного договора;

Функции конкуренции:

1) выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;

2) сводит конкретный труд к общественно-необходимому;

3) содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.

Виды конкуренции

  1. Внутриотраслевая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями, которые действуют в одной отрасли.  Результат —  превращение отдельных индивидуальных затрат производства в единую рыночную, или общественную стоимость.

Внутриотраслевая конкуренция способствует снижению затрат производства, внедрению достижений науки и техники, стимулирует процесс концентрации производства и капитала. В современных условиях она существует преимущественно на отдельных узкоспециализированных рынках конкретных видов товаров (например, на рынке миникомпьютеров, телевизоров, легковых автомобилей и др.)

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между товаропроизводителями, которые действуют в различных отраслях народного хозяйства. Результат — устанавливается единая общая норма прибыли, и в каждой отрасли на равный капитал будет получена равная средняя прибыль. Эта прибыль является элементом средних рыночных цен, или цен производства.

Модели рынка

В экономической науке выделяются следующие типы рыночных структур или модели рынка.

Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производит аналогичную продукцию, но ни размер самих фирм, ни другие причины не позволяет хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену.

Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.

 Монополистическая конкуренция. Данная рыночная структура имеет сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится подобная, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирме элемент монопольной власти над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качества товара как такового. Покупатели могут отдавать предпочтение товару из-за более удобного расположения магазина, красивой упаковки и т.п.

  Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены.

   Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец — монополист.

  Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополии.

  Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

  1. Формы и методы конкурентной борьбы.

В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция – борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.

Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого.

  Неценовая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями за потребителей путем внедрения в производство достижений НТП, приводящего к улучшению качества продукции, ее ассортимента. Используются более эффективные методы сбыта,  маркетинг, расширение видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, предоставление кредита покупателям и другие приемы.

Неценовой характер конкуренция носит преимущественно в условиях господства олигополистичной структуры рынка. Олигополии заключают между собой как открытые соглашения картельного типа, так и тайные, негласные соглашения.

Разновидность несовершенной конкуренции — нечестная конкуренция, которая ведется преимущественно неэкономическими методами с помощью подкупа чиновников, промышленного шпионажа, заключения тайных соглашений о единой политике цен и даже осуществления диверсий против конкурента.

  1. Сущность, виды и социальные последствия монополий.

Монополия – это предприятие или группа предприятий, занимающее доминирующее положение на рынке.

Цель монополии – используя экономический перевес, навязать рынку свои условия, свои цены и обеспечить получение максимально высоких прибылей.

Господство на рынке достигается двумя путями:

1) концентрация – укрупнение фирмы за счет собственных средств, путем открытия новых филиалов, предприятий;

2) централизация – расширение деятельности за счет поглощения конкурентов.

В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.

  1. С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций.

В масштабе определенной отрасли — чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.

В масштабе национального хозяйства образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т. п.).

Монопсония (чистая и абсолютная) — один покупатель ресурсов, товаров.

  1. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные (лат. legalis — законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:
а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным, изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей;
б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период;

в) торговые знаки — специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

  • создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
  • ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
  • создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
  • применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
  • «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
    Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм — картель, синдикат, трест и концерн.

Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте — доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

Трест— монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн — союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организуется финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

Консорциум — временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба.

РОЛЬ МОНОПОЛИИ в экономике двойственна.

Положительная сторона в том, что продукция монополисти­ческих компаний отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.

Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господ­ствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в усло­виях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повыше­ния эффективности за счет технического прогресса.

  1. Антимонопольные меры государства. Антимонопольное законодательство Республики Узбекистан.

 Антимонопольное законодательств — форма регулирования структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии.

Во многих странах государство проводит антимонопольную политику и регулирование конкурентного рынка по следующим основным направлениям.

Первое: ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли.

Второе: запрещается слияние конкурирующих компаний.

Третье: запрещается установление монопольных цен (в том числе «лидерство» фирм в повышении цен и другие подобные виды сговора).

Четвертое: сохраняется и поддерживается конкуренция в ее цивилизованных формах. В связи с этим воспрещаются «нечестные» или «обманные» способы соперничества — демпинг, применение фальшивой рекламы продовольственных продуктов, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т. п.

Закон Республики Узбекистан от 27.12.1996 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»  определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения, пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, направлен на обеспечение условий для формирования и эффективного функционирования конкурентных отношений на товарных рынках. Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, такие, как:

         изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

         установление монопольно высоких или монопольно низких цен;

         навязывание контрагенту условий, не относящихся к предмету договора, включая необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав;

         включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

Запрещается объединение юридических лиц и органов управления с целью монополизации производства или реализации товаров, наделение существующих органов государственного управления полномочиями, осуществление которых может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

— распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту; продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения услуг;

— введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия его владельца; блокирование доступа на рынок товаров и услуг новому хозяйствующему субъекту.

  1. Цена и ее объективные основы.

Различные экономисты трактовали сущность цен по-разному: одни авторы определяли  ее предельной полезностью, другие — издержками про­изводства, третьи — соотношением спроса и предложения, четвер­тые — стоимостью.

В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ наиболь­шее распространение получила концепция цены А. Маршалла, кото­рый сделал попытку объединить первые три концепции в одну. Он отрицал существование стоимости и считал, что имеется только меновая стоимость, т.е. цена.

В коротком периоде времени большое значение имеет влияние на нее полезности, а в длительном — издержек производства. Нижней границей цены являются предельные издержки производства. Цена должна быть достаточной, чтобы возместить их.

Формирование рыночной цены А. Маршалл рассматривал в трех периодах времени и различал мгновенное, краткосрочное и длитель­ное равновесие.

В условиях мгновенного равновесия предложение товаров фиксировано, поэтому цена полностью зависит от спроса: чем выше спрос, тем выше цена и наооборот.

В условиях краткосрочного равновесия спрос может измениться в ту или иную сторону, и если фирма не прореагирует, то цена станет ниже издержек и фирма понесет убытки.

В долгосрочном периоде предложение приспосабливается к спро­су и устанавливается постоянная цена.

Определение цены на основе спроса и предложения имеет про­тиворечие, отмеченное К. Марксом.

Суть его в том, что если спрос определяет предложение, а пред­ложение — спрос и действуют они в противоположных направлени­ях, то они взаимно уничтожаются и цена должна быть объяснена чем-то другим.

Чем же?

СОГЛАСНО ТЕОРИИ К.МАРКСА основой цены является сто­имость. Величина стоимости товара определяется общественно не­обходимыми затратами рабочего времени на его производство. ЦЕНА ЕСТЬ ДЕНЕЖНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СТОИМОСТИ ТОВАРА

 

  1. Функции и виды цен.

В рыночной экономике цена выполняет ТРИ ГЛАВНЫЕ ФУНКЦИИ:

  • ориентирующую, которая дает информацию для действий поку­пателей и продавцов;
  • стимулирующую, которая способствует наиболее экономичным способам производства и рационализации спроса;
  • распределительную, благодаря которой распределяются доходы между участниками рыночной экономики.

Выполнение этих функций предполагает свободное движение цен без инфляции и монополии, которые искажают подлинную ди­намику цен.

При всем многообразии системы цен ее можно свести к трем видам: государственные, договорные и мировые.

Государственные цены могут устанавливаться на продукцию предприятий-монополистов, на базовые для экономики данной стра­ны ресурсы, на социально значимые товары.

Система государственных цен состоит из двух элементов:

  • фиксированные цены, жестко устанавливаемые правительством;
  • регулируемые цены, учитывающие изменение на рынке соотно­шения спроса и предложения.

Договорные цены — это цены, устанавливаемые соглашением покупателя и продавца, т.е. учитывающие только спрос и предложе­ние на данный товар.

Мировые цены применяются в международной торговле и рас­считываются на базе наиболее крупных экспортно-импортных сделок.

Каждая страна имеет свой уровень цен.

Уровень цен — это сред­невзвешенная величина цен, уплачиваемых за готовые товары и ус­луги, произведенные в стране.

Уровень цен выражается индексом.

Индекс цен — это соотношение между совокупной ценой опре­деленного набора товаров и услуг данного периода и совокупной це­ной сходной группы товаров и услуг в базисном периоде.

  1. Рыночный механизм ценообразования.

Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя (покупателя) задает цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Конечно, цена предложения — только исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, т.е. той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в виде «рыночной цены» товара, по которой он действительно продается и покупается. Рыночную цену называют еще «ценой равновесия», поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка убыточна).

Уровень пересече­ния кривых спроса и предложения и определяет уро­вень рыночной цены (так   называемой «цены равновесия»). Это — действительно равновесная, уравно­вешивающая цена, ибо любая иная «точка» означает диспро­порцию между платежеспособным спросом и соответствующим ему товарным предложением.

Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать только два обстоятельства:

а) монополизм продавца (или покупателя), искусственно удерживающего цену в свою пользу,

б) административное регулирование цен (отсюда, в частности, видна ответственность государства за установление цен, приводящее, как правило к дефициту или перепроизводству).

  1. Государственное регулирование цен. Политика цен в Узбекистане.

В некоторых случаях государство может вмешиваться в объективный механизм ценообразования, как правило это осуществляется путем фиксирования цен. Цена фиксируется на определенном уровне выше или ниже которой она не может меняться.

Государство может ставить две цели:

  1. Обеспечить доступ большинству потребителей к потреблению определенного товара. В этом случае устанавливается законодательно максимальная цена, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу. Это называется потолком цены. Выше этой цены производители не имеют право поднимать цену. Если потолок цены окажется ниже равновесного уровня, то может возникнуть устойчивый дефицит этого товара. Следовательно, первоначальная цель обеспечить доступ большинства потребителей к потреблению этого товара будет не достигнута из-за дефицита.

Этот дефицит можно предотвратить, если законодательное установление цены будет дополнено другими мерами.

Направления реформ в области ценовой и антиинфляционной политики в Узбекистане в период перехода к рыночной экономике:

— дальнейшее упорядочение системы ценообразования, укрепление роли цены как рыночного регулятора;

— однозначно признавая неприемлемым для Узбекистана механизм “шокового” отпуска цен,- последовательное проведение курса на поэтапную либерализацию оптовых и розничных цен, расширение круга товаров, реализуемых по свободным (договорным) ценам;

— временное сохранение государственного регулирования цен только на узкий круг жизненно важных продуктов питания, прежде всего на муку и хлеб;

— последовательное повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию с доведением их до уровня мировых цен;

— осуществление мер по недопущению искусственного взвинчивания цен, создание условий для формирования конкурентной среды.