ТЕМА 1. Главные вопросы экономики ( 2 часа)

0
111
Экономическая теория

План:

1. Возникновение и основные этапы развития экономической
теории.
2. Предмет и методы экономической теории.
3. Функции экономической теории и ее роль в развитии
экономической мысли.
4. Экономические отношения и экономические категории.

1. Возникновение и основные этапы развития экономической теории

Стремление к познанию тайн экономической жизни и определению
основных направлений деятельности в данной сфере существуют с древних
времен. Стремление это исходит из необходимости регулирования
экономической деятельности, положительного воздействия на направление в
нужную для людей сторону.
Экономические знания рассматривались в трудах известных ученых
античного мира Ксенофонта, Платона, Аристотеля, а также ученых Древнего
Египта, Китая, Индии и Центральной Азии.
Читая Благородный Коран, хадисы, Кобуснаме, произведения Ибн
Халдуна, наших предков Ибн Сины, Фараби, Беруни, Алишера Навои, Мирзо
Улугбека, дошедшие до нас через тысячелетия, мы еще раз убеждаемся в том,
что в них указывается на недостаточность даров природы для
жизнедеятельности человека, что нужно творчески трудиться. В частности,
большой вклад внес в развитие экономических знаний арабский мыслитель
Ибн Халдун Абдурахмон Абу Зайд (1332 – 1406). В книге «Китоб-ул-ибар»
(«Книга образцовых примеров»), написанной в 1370 году, он первым выделил
два свойства товара – понятия потребительной стоимости и стоимости,
разделил понятия простого и сложного труда, а также необходимого и
прибавочного продукта. Он подчеркивает то, что в процессе обмена товаров,
когда они сравниваются друг с другом, стоимость проявляется в форме
приравнивания труда, т.е. учитываются труд, воплощенный в товаре и его
полезность (1) .
Самые ранние истоки подходов к категории “капитал” можно
обнаружить в трудах Ибн Сина (Авиценны 980-1037). Он сформулировал
девять факторов жизни: земля, воздух, огонь, нервы, соки жизни, части тела,
душа, сила, умственная деятельность. Здесь причудливо переплетены и экономические, и физические, и психологические, и нравственные
характеристики (2)
Идеи Алишера Навои по поводу экономических вопросов изложены в
книгах «Вахфийя», написанной в 1482 году и «Махбуб-ул-кулуб», написанной
в 1500 году. Он разделяет продукцию людей на три части, первая часть из
которых окупает затраты, вторая часть тратится на собственные и семейные
потребности, а третью часть он призывает расходовать на общественные
интересы населения. Кроме того, уделяет особое внимание роли труда в
производстве продукции и участию в нем средств производства. Вместе с тем
он подчеркивает необходимость добывания, накопления и использования
богатства честным трудом.(3)
Хотя многие ученые всего мира, начиная с Аристотеля, в том
числе и ученые Средней Азии на основе последовательного изучения
экономики раскрыли множество ее понятий, законов и правил, экономическая
теория еще не была сформирована как наука.
Экономическая теория как самостоятельная наука во многих
странах начала формироваться под названием «политическая экономия» в
период формирования национального рынка и возникновения мирового
рынка.
Политическая экономия произошла от греческих слов «politico» —
общественное, «oykos» — дом, хозяйство, «nomos» — правило, закон. То есть
политическая экономия рассматривалась как сосредоточие правил
хозяйственной деятельности. Французский экономист Антуан Монкретьен
(1575-1621) впервые в 1615 году написал небольшое научное произведение
под названием «Трактат политической экономии», где обосновал эту науку как
науку управления экономикой в масштабе страны.
В дальнейшем классические экономисты, подтверждая эту мысль,
писали, что политическая экономия в широком смысле есть наука о законах
управления производством материальных жизненных средств и их обменом.
В процессе формирования науки экономическая теория возникли
несколько идейных течений, школ. Они пытались найти ответы на вопросы
«что является источником богатства общества, где и как оно увеличивается».
Первая школа получила название меркантилизм. Сторонники этого течения
отождествляли богатство людей, общества с деньгами, а деньги с
благородными металлами, они считали, что богатство возникает и
увеличивается в торговле, в основном во внешней торговле – сфере
обращения, труд же в сферах торговли считался производительным трудом, а
труды в других сферах — непроизводительными. В дальнейшем стало известно,
что в процессе обмена, т.е. торговли никакого богатства не создается,
стоимость не увеличивается. Только, когда нарушается порядок эквивалентности обмена, т.е. в результате нарушения равновесия равного
труда и равного богатства в чью-то пользу, кто-то богатеет, а кто-то
разоряется. Меркантилисты утверждали, что основная задача экономической
теории состоит в разработке практических рекомендаций для экономической
политики государства. По их мнению, для достижения положительного
торгового баланса в экономике государство должно активно вмешиваться в
экономику, т.е. взять под свою опеку национальное производство и торговлю.
Следующее течение называется экономическая школа физиократов. В
отличие от меркантилистов они выдвинули идею о том, что богатство
создается и увеличивается в сельском хозяйстве. Их представитель Ф.Кенэ
написал известное произведение «Экономическая таблица» (1758), в которой
содержатся теоретические основы школы физиократов. Он описал
теоретическую и политическую программы данного направления. В своем
произведении Ф.Кенэ выдвинул учение об эквивалентности обмена. По его
мнению, обмен или торговля не создают богатства, в процессе обмена
происходит обмен равноценных стоимостей, стоимость товаров существует до
вхождения их на рынок. Центральное место в учении Ф.Кенэ занимает теория
чистого продукта. Как он утверждал, разность между валовым общественным
продуктом и производственными затратами считалась чистой продукцией. В
его учении чистый продукт спутан с добавленной стоимостью, т.е. он их
понимает как одно и то же. Он объясняет, что добавленная стоимость
возникает в качестве результата дополнительного труда крестьян, а в
некоторых местах добавленную стоимость рассматривает как чистый дар
природы, «в создании которого принимает участие и природа» (4)
. Этим он сам
не подозревая, показал, что не смог различить стоимость и полезность
(потребительскую стоимость). Учение Ф.Кенэ продолжили А.Тюрго, Дюпон
де Немур и другие. По учению физиократов одним единственным
производительным трудом является труд, занятый в сельском хозяйстве, а
труд в других отраслях считался непроизводительным.
В дальнейшем, такие именитые ученые экономисты как А.Смит,
У.Петти, Д.Рикардо будучи представителями классической школы
экономической науки, доказали, что богатство создается не только в сельском
хозяйстве, но и в промышленности, транспорте, строительстве и других
сферах оказания услуг. И пришли к твердому научному заключению, что мать
богатства – земля, а отец — труд. Надо также отметить, что на сегодняшний
день очень часто упоминается принцип «невидимой руки» А.Смита. В своем
произведении «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776)
он указывает, что основным стимулом экономической активности человека,
является частный интерес. Как он объясняет, человек, преследуя свои
собственные интересы, т.е. стремясь получить прибыль в условиях разделения
труда, создает какой-либо товар или услугу, доставляет его другим,
приумножает при этом свой капитал и в своем устремлении, сам того не  подозревая, вносит вклад в развитие общества. Он выдвигает принцип
обеспечения свободного передвижения капитала, труда, товара, рабочей силы
и других ресурсов. Эта школа получила название «классической», исходя из
следующих их достижений:
Во-первых, А.Смит и Д.Рикардо разработали и успешно применили
методы исследования, дающие научный подход к изучению экономики. С
помощью именно этих методов они доказали необоснованность идеи
меркантилистов о том, что источником богатства является торговля.
После классической школы политической экономии возникло
направление, называемое марксизмом, представители которой в своей теории
развитие общества рассматривали как естественный исторический процесс.
Они создали учение об общественно-экономических формациях, их
экономическом строе, составляющих элементах, о причинах их
возникновения, развития и смены, кроме того, была создана теория о
прибавочной стоимости.
Новая трактовка предмета экономической теории привела к целому
учению о рыночной системе хозяйствования, называемому маржинализмом.
Оно взято из английского слова, которое означает предельное, добавленное.
Его основателями являются представители австрийской экономической
школы (Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Бем-Баверк и другие), которые
сформулировали теорию о законах убывающей предельной полезности
товара, предельной производительности труда или ресурса.
Новое направление экономической теории получило название
неоклассическое, т.е. новое классическое. Крупнейшим представителем
этого направления был А.Маршалл, который стремился разработать
функциональную зависимость и функциональное соотношение
экономического процесса, рассматривая спрос и предложение как факторы,
определяющие равновесие рынка и цену. Еще одним представителем данного
направления является швейцарский экономист Леон Вальрас, который
разработал образец модели общего экономического равновесия.
Одним из современных направлений экономической теории является
кейнсианская школа. В 1936 году английский экономист Джон Мейнард
Кейнс в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег»
проанализировал взаимообусловленность макроэкономических показателей:
национального дохода, инвестиций, потребления, сбережений. Он
констатировал, что важным фактором экономического роста является
оптимальное сопоставление инвестиций и потребления. Под воздействием
учения Кейнса, т.е. кейнсианской школы сформулирован
макроэкономический подход при анализе экономики. Он доказал
необходимость активного вмешательства государства в экономику.
Важнейшим направлением современной экономической теории
считается монетаризм. Если в разработке теории Кейнса центральной
проблемой была безработица, то основной проблемой монетаризма является
возникновение инфляции в условиях понижения объема производства. Данное
состояние получило название «стагфляции». Основателем школы монетаризма является Милтон Фридман. Вклад, внесенный им в
экономическую теорию, заключается в том, что он обогатил теорию денег
новым содержанием.
Путь, пройденный до формирования «экономической теории» как науки
и, возникшие в ней идеи, течения, очень сложен, часто противоречив. Вместе
с тем, надо отметить, что теории ни одной из экономических школ не могут
быть абсолютной и неизменной истиной.
Каждая школа выделяется односторонним подходом в определенной
степени к проблемам, или же допущением недоразумений в освещении
некоторых вопросов, причина которого в том, что все теоретические течения
исходили из точки зрения интересов определенной социальной группы и
реальных обстоятельств рассматриваемого периода. Несмотря на это, они
дополняют друг друга, в известной степени обобщая внутренние
противоречия и законы экономических процессов и явлений. Значит,
общество не должно становиться пленником отдельной теории, его развитие
должно быть выражено общенациональными интересами.

2. Предмет и задачи экономической теории.

Ответ на вопрос, что же исследует экономическая теория, является очень
сложной задачей, и разные ученые прошлого и настоящего об этом выражают
различные мнения.
К примеру, если Аристотель рассматривал ее как науку о законах ведения
домашнего хозяйства, то меркантилисты, физиократы и представители
английской классической экономической школы рассматривали ее как науку
о богатстве, его источниках и путях его накопления, о производстве,
распределении, обмене и потреблении богатства. В последнее время данную
науку считают наукой о народном хозяйстве, общественном хозяйстве.
Некоторые ученые указывают на экономическую теорию как на науку о
законах управления производством и обменом материальных жизненных
средств. А.Маршалл писал, что предметом экономической теории
(политической экономии) является исследование нормальной
жизнедеятельности человеческого общества.
В период, когда экономическая теория называлась политической
экономией, в ряде учебников и других научных произведений указывалось,
что ее предметом является изучение отношений, возникающих между людьми
в процессе производства материальных благ.
В учебниках «Экономикс», пришедших из США и некоторых других
стран (в учебниках, где экономическая теория называется «Экономикс»),
предметом этой науки указываются анализ проблем эффективного
использования ограниченных ресурсов в целях наиболее полного
удовлетворения материальных потребностей людей, изучение
экономического поведения людей.
По нашему мнению, экономическая теория не должна допускать
одностороннего подхода к вопросу, оставляя без внимания ту или иную
сторону экономических процессов. Так как всякий труд, всякое производство,
оказание услуги, прежде всего, осуществляются с помощью использования
природных ресурсов, материальных и денежных средств. Поэтому отношение
к существующим ресурсам и их эффективному использованию, созданным
товарам и услугам должно изучаться во взаимосвязи и взаимодействии
факторов производства. С другой стороны, никакой труд или производство не
могут осуществляться отдельными лицами или группой людей без каких-либо
связей, отношений между собой. В процессе производства и оказания услуг
они обязательно вступают во взаимоотношения друг с другом и действуют в
зависимости от этих отношений, определяют свое поведение, поступки.
Учитывая все это, можно сказать, что предметом экономической теории
является изучение экономических отношений, возникающих в процессе
производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ (и
услуг) в целях удовлетворения неограниченных потребностей общества в
условиях ограниченности экономических ресурсов, правил и законов
эффективного ведения общественного хозяйства.
Цель и задачи экономической теории можно объяснить с двух сторон, т.е.
с практической и теоретической сторон. Конкретизация форм связи практики
и теоретического знания проявляется в функциях экономической теории.
В большинстве современной экономической литературы выделяют
четыре основных функций экономической теории:
1) познавательная функция – как и все науки, экономическая теория
имеет фундаментальное значение: изучая возникающие в обществе
экономические взаимоотношения между людьми, природными и другими
материальными ресурсами, расширяет научное мировоззрение людей. В то же
время, обогащает знаниями, необходимыми для понимания и анализа
содержания и сущности осуществляемых в стране социально-экономических
реформ, для оценки достижений и успехов в различных сферах экономики,
повышает уровень экономического мышления.
2) практическая функция – основной целью практической экономики
является обеспечение экономического роста при эффективном использовании
ограниченных ресурсов и на этой основе удовлетворение растущих
потребностей. Исходя из этой цели, практической задачей науки является
обеспечение производства большего количества товаров и услуг на каждую
единицу различных ограниченных ресурсов, сопоставление количества
расходов и достигнутых результатов, т.е. количества товаров и услуг по
каждому виду деятельности, нахождение путей наиболее производительного
использования ресурсов;
3) методологическая функция – экономическая теория с ее анализами и
принципами, полученными выводами, исследуемыми экономическими
законами служит методологической основой для других общественных и
отраслевых наук;
4) идейно-воспитательная функция – она формирует научное
мировоззрение студентов, специалистов и изучающих экономическую науку,
содействует глубокому осознанию студенческой молодежью идей
национальной независимости, повышает их интересы в развитии экономики,
увеличении национального продукта, укреплении национальной валюты,
обеспечении конкурентоспособности национальных товаров на мировом
рынке, повышении уровня жизни населения страны. Экономическая теория
поясняет студенческой молодежи, что материальные блага являются
продуктом человеческого труда и воспитывает их в духе труда и экономии
ограниченных ресурсов.

3. Функции эконогмической теории и ее роль в развитии экономической
мысли .

Экономическая теория изучает также экономические законы,
действующие в экономических отношениях.
Экономические законы выражают постоянные, повторяющиеся,
устойчивые, причинно-следственные связи и взаимозависимости между
различными сторонами экономической жизни, экономическими
явлениями и процессами.
Обладая объективным характером, экономические законы, их
возникновение, действие, развитие и исчезновение не зависят от воли и
желания отдельных людей.
Экономическая теория систематизирует экономические законы в
следующие группы:
1. Общие экономические законы – действуют на всех этапах развития
человеческого общества. Например, закон экономии времени, закон
возвышения потребностей, закон воспроизводства, закон соответствия
производственных отношений особенностям и уровню развития
производительных сил и другие.
2. Частные или периодические экономические законы – действуют на
определенных этапах развития человеческого общества. Например, закон
спроса, закон предложения, закон стоимости.
3. Специальные или специфические экономические законы –
действуют в условиях отдельно взятой экономической системы. Например,
закон прибавочной стоимости.
Наряду с экономическими законами экономическая теория определяет и
экономические категории (научные понятия), которые характеризуют
отдельные стороны экономических процессов, раскрывают их содержание.
Экономические категории есть научно-теоретические понятия,
выражающие отдельные стороны постоянно повторяющихся
экономических процессов и реальных явлений.
Экономические категории (научные понятия) будучи научными
понятиями, отражающими реальные экономические явления являются
результатом научного мышления людей. Например, такие логические понятия
как рынок, капитал, рабочая сила, экономическое равновесие, финансы,
кредит и другие из их числа. Разница между экономическими законами и
экономическими категориями состоит в том, что законы показывают
зависимость между различными звеньями, сферами, частями экономики, что,
стоит измениться одному из них, как обязательно изменится и второе. А
экономические категории (научные понятия) выражают одну сторону
экономических явлений, их содержание. Например, через понятия цена, спрос,
мы, прежде всего, поймем экономическое содержание этих понятий. А через
закон спроса постигаем взаимосвязь между спросом и ценой.
В целом, экономические законы и категории взаимосвязаны между собой
и дополняют друг друга. Вместе они отражают процессы экономического
развития.

4. Экономические отношения и экономические категории.

Экономическая действительность, в целом вся система хозяйственной
практики связана не только с формированием предмета исследования, но и
установлением и совершенствованием ее методов познания. Здесь уместно
привести следующие слова из выступления Президента И.А.Каримова на
заседании, посвященном 16-й годовщине независимости Узбекистана: «…
приходится говорить с сожалением о том, что до сих пор отсутствует
серьезный анализ, исследование, которое смогло бы всецело единым и
объективным взглядом оценить то, как шел период достижения независимости
страны, как все более обострялась политическая, социальная и экономическая
ситуация в стране во время распада и хаоса бывшего Союза, как усиливалось
стремление к самосознанию и восстановлению затоптанной национальной
гордости»5
.
Осуществление подобных исследований и анализа, оценка усилий
Узбекистана на пути социально-экономического развития в годы
независимости и их результатов требует познания методов и методики
научного исследования экономической теории, обладания возможностями
экономического мышления.
Методология – это система принципов, приёмов, правил и
определенных навыков научного познания. Это целостное учение,
включающее в себя диалектику, логику и теорию познания объективной
реальности. Методология имеет общенаучную характеристику, но каждая
наука, исходя из своего предмета, имеет свои методы научного познания.
Поэтому методология может быть как общенаучной, так иногда и частной.
Правила диалектического метода служат обобщенным выражением
методологии. В экономической теории применяются следующие правила
данного метода:
1. Экономика есть целостный процесс, состоящий из различных звеньев
и частей, находящихся в тесной взаимосвязи, противоречии и взаимодействии
друг с другом, она бывает связана с внутренними и внешними явлениями,
находящимися в постоянном движении, развитии и изменении по содержанию
и форме.

2. Изучение экономического процесса во времени и пространстве с
выделением каждой ее части, особенностей, причин и последствий
возникновения и исчезновения, выделением его положительных и
отрицательных сторон, внутренних и внешних взаимосвязей и
взаимозависимостей.
3. Рассмотрение экономических процессов в аспекте развития от
простого к сложному, от низшего к высшему. Здесь необходимо учитывать то,
что количественные изменения, накапливаясь, приводят к качественным
изменениям.
4. Подход к единству противоречий и их взаимной борьбе как к
источнику развития.
Экономические явления и процессы происходят, опираясь на такие
факторы, как природные, материальные, личностные и денежные средства.
Эти факторы находятся в тесной взаимосвязи, противоречии и
взаимодействии, они постоянно подвергаются качественным и
количественным изменениям, в разные периоды имеют различную
социальную форму, взамен старых экономических законов и понятий
появляются новые.
Вместе с тем, существуют и своеобразные методы исследования
экономической теории и, важнейшей из них является метод научной
абстракции. При изучении сущности экономических процессов невозможно
использование микроскопов, химических лабораторий, поэтому применяется
метод абстракции.
Метод научной абстракции – отвлечение от внимания
второстепенных явлений, мешающих при анализе и обращение мысли на
сущность основного изучаемого явления. С помощью данного метода
познается внутренняя, невидимая сущность изучаемого явления.
В целом каждый экономический процесс или явление происходит под
воздействием десятка факторов. Изучение каждого фактора с целью глубокого
раскрытия содержания данного процесса или явления, с одной стороны,
считается крайне сложной и трудоемкой задачей, а с другой стороны, сбивает
исследователя от сущности явления, выявляя не очень важные аспекты. В
связи с этим, при анализе процессов и явлений считается важным для
исследователя выделение и акцентирование внимания на первостепенных,
значимых и основных факторах. На практике эти действия происходят в
сознании исследователя, мысленно и постоянно. Именно этот процесс и есть
научное абстрагирование.
В результате научного абстрагирования вырабатываются категории —
научные понятия, отражающие самые общие особенности и связи явлений и
процессов.
Метод анализа и синтеза. Анализ – это мысленное расчленение
изучаемого одного целого на отдельные части и последовательное их
изучение. Исследователь, чтобы глубоко понять сущность явления, иметь
полное представление о нем, должен вникнуть в его внутренние составные
части. Это осуществляется через расчленение объекта исследования на
отдельные составные части и последовательное их изучение. Например, мы
знаем, что темп экономического роста в Узбекистане в 2009 году составил 8,1
% по сравнению с предыдущим годом.
Синтез – это рассмотрение полученных заключений и результатов от
изученных частей как единое целое и сделанный общий вывод. С
помощью данного метода изучаются сложные экономические системы в
целостности.
В экономических науках синтез часто используется в процессе целостного
умозаключения через обобщение определенных экономических показателей.
Например, через обобщение результатов экономической деятельности
предприятий можно дать оценку отраслям и сферам, а обобщая результаты
экономической деятельности отраслей и сфер, можно оценить национальную
экономику, определить ее общие результаты.
Метод единства логического и исторического. В экономической
теории аргумент историчности обусловливает необходимость исследований с
точки зрения исторического развития. Так как экономические процессы
развиваются в качестве исторического процесса. В логическом методе
процессы исследуются не только с исторической точки зрения, но и вместе с
тем путем анализа основных внутренних необходимых закономерностей.
Например, при изучении экономической природы денег мы рассматриваем их
исторические аспекты, в частности, развитие форм собственности.
Среди используемых методов определенное место занимает
эксперимент. На этапах резкого изменения экономического роста, в том числе
в период кризиса и нестабильности экономики широко применяется данный
метод. Во время осуществления экономических реформ эксперимент
приобретает особую значимость. Для осуществления экономических реформ
требуется прочная подготовка, а именно проведение научного опыта,
эксперимента, основанность на средствах расчета, разработка научных
направлений. В качестве примера экспериментов, проводимых в сфере
экономики, можно привести образование свободных экономических зон,
испытание определенных экономических мероприятий на отдельном
предприятии или территории.
Макро и микроэкономический анализ. При микроэкономическом
анализе исследуются внутренние процессы предприятий и фирм, которые
являются первичным звеном экономики; действия, поведение отдельных
экономических субъектов. В этом анализе центральное место занимает
изучение форм и механизмов затрат на отдельные товары, использования
капитала и других ресурсов, ценообразования, оплаты труда, образования
спроса и предложения.
Макроэкономический анализ занимается исследованием деятельности
всей национальной экономики в целом на основе обеспечения
макроэкономической сбалансированности. Объектом данного анализа
считаются вопросы национального продукта, общего уровня цен, инфляции,
занятости рабочей силы. Микроэкономика и макроэкономика взаимосвязаны
и взаимодействуют между собой.
Индукция и дедукция – это противостоящие, но взаимосвязанные методы
мышления. Движение мысли от частных фактов к общим называется
индукцией, и наоборот, от общих фактов к частным называется
дедукцией. Предположим, что мы стали свидетелями того, как повышение
зарплаты рабочих на предприятии «А» при неизменности других условий,
привело к повышению производительности труда. Сделанный из этого вывод
относительно всей экономической системы о том, что «повышение зарплаты
рабочих при неизменности других условий приводит к повышению
производительности труда» и есть индукция. И наоборот, зная заранее это
теоретическое правило, мы определяем и оцениваем ее воздействие в
различных отраслях, на отдельных предприятиях, и такой метод
умозаключения означает дедукцию.
Метод двустороннего подхода при изучении и анализе экономических
процессов. При данном методе экономические процессы анализируются с
точки зрения стоимости и полезности и делаются выводы. В противном случае
допущение односторонности может привести к ошибочному представлению и
неправильности выводов.6
При количественном анализе экономических процессов широко
применяются методы сравнения, статистические, математические и
графические методы. В настоящее время особенно необходимо широкое
освоение и применение графического метода. Посредством графиков
отображаются модели теорий. Говоря точнее, графический метод наглядно
изображает зависимость между переменными величинами.
С помощью вышеперечисленных методов можно постичь содержание
экономических процессов и явлений, изменения и причины их возникновения.

_________________________________________

(1) А.Раззоков, Ш.Тошматов, Н.Урмонов. Иктисодий таълимотлар тарихи. Т.: «Молия».
2002, стр.42.

(2) Богачева Г.Н., Денисов Б.А. О многообразной трактовке категории «капитал» //
Менеджмент в России и за рубежом, №1, 2000. — http://www.dis.ru.

(3) А.Раззоков, Ш.Тошматов, Н.Урмонов. Иктисодий таълимотлар тарихи. Т.: «Молия».
2002, стр.89-90.

(4) А.Раззоков, Ш.Тошматов, Н.Урмонов. Иктисодий таълимотлар тарихи. Т.: «Молия».
2002, стр. 147-149.

(5) Узбекистан: 16 лет независимого развития. Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Олий Мажлиса, Кабинета Министров, Аппарата Президента
Республики Узбекистан, посвященном 16-й годовщине Независимости Узбекистана
//Народное слово, 31 августа 2007 г.