ПЛАН
- Понятия маржинализма и “маржинальной революции”
- Особенности этапов “маржинальной революции”
- Экономическое учение К.Менгера
- Экономические воззрения О.Бем-Баверка и Ф.Визера
- Маржинальные концепции У.Джевонса и Л.Вальраса
- Экономическое учение А. Маршалла
- Экономическое учение Дж.Б. Кларка
- Концепция общего экономического равновесия В.Парето
- Понятия маржинализма и “маржинальной революции”
В течение последних 30 лет XIX в. классическую политическую экономию сменила маржинальная экономическая теория. В значительной степени эта смена стала следствием огромного прогресса в науке, особенно в ее естественных и гуманитарных отраслях, и экономике, которая все более обретала признаки монополистического типа хозяйствования.
Основная идея маржинализма — исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли (микроэкономика), а также всего народного хозяйства (макроэкономика). В данном контексте современный маржинализм включает в себя ныне и неоклассическую и кейнсианскую экономические концепции, а “экономика впервые стала наукой, которая изучает взаимосвязь между данными целями и данными ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности использования”. При этом следует иметь в виду, что альтернативная возможность предполагает использование ресурсов и затрату времени только для достижения какой-либо одной цели.
Переоценку устоявшихся почти за двухсотлетнюю историю ценностей “классической школы”, произошедшую в последней трети XIX столетия, в экономической литературе нередко характеризуют как некую “маржинальную революцию”.
Поясняя суть произошедшей “революции”, отметим, что маржинализм (от слова “маржиналь”, которое в англо-французском переводе означает предел) базируется действительно на принципиально новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях. В этом одно из его важных отличий от классической политической экономии,
хозяйственными благами, т.е. материальными, финансовым и трудовыми ресурсами. Поэтому именно благодаря маржинальной теории проблемы равновесия и устойчивого состояния экономики стали предметом анализа результатов взаимодействия с окружающей средой как предприятий и фирм, так и народного хозяйства в целом.авторы которой довольствовались, как правило, лишь характеристикой сущности экономического явления (категории), выраженной в средней либо суммарной величине. Так, например, по классической концепции в основе определения цены лежит затратный принцип, увязывающий ее величину с затратами труда (по другой трактовке — издержками производства). А по концепции маржиналистов формирование цены (через теорию предельной полезности) увязывается с потреблением продукта, т.е. с учетом того, насколько изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого продукта (блага).
Еще одно “революционное” отличие методологии маржинализа состоит в том, что, если “классики” подразделяли экономические явления тенденциозно, считая, в частности, сферу производства первичной по отношению к сфере обращения, а стоимость — исходной категорией всмего экономического анализа, то маржиналистами экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся
Далее, в сравнении с классической маржинальная теория широко применяет математические методы, в том числе дифференциальные уравнения (исчисления). Причем математика для маржиналистов необходима не только для анализа предельных экономических показателей, но и для обоснования принятия оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из возможного числа состояний и гипотез.
“Революционные”, можно сказать, подвижки обусловил маржинализм и в области количественной теории денег, так как “маржинальная революция” дала “новые доказательства” для постепенного отхода от ортодоксальной версии количественной теории денег Рикардо—Милля. В результате “пришло время” неформального признания главных функций денег, как-то: средство обращения; мера стоимости или единицы счета; средство сбережения, накопления, или средства сохранения стоимости. Но главное — отпала необходимость поиска среди разнообразных функций денег ведущей или основной функции, что всегда чревато преувеличением значения одних функций в ущерб другим, и стало возможным признать: “Деньги— это то, что деньги делают. Все, что выполняет функции денег, и есть деньги”.
Первыми авторами указанных “подвижек” явились И.Фишер и А.Пигу. Так, развивая традиции “американской школы” маржинализма, И.Фишер (1867—1947) вывел свое знаменитое уравнение обмена. В свою очередь А.Пигу (1877—1959) внес по сути коррективу в методологию исследования денег по Фишеру, предложив учитывать мотивы хозяйствующих субъектов на микроуровне (фирмы, компании, частные лица), обусловливающие их “склонность к ликвидности” — стремление откладывать часть денег в запас в виде банковских вкладов или ценных бумаг и т.п. Отсюда, по Пигу, в той мере, в какой будет иметь место ликвидность денег, будет происходить и адекватная корректировка цен.
Наконец, “революционным”, пожалуй, можно признать то обстоятельство, что методологический инструментарий маржинализма позволил в конце концов снять вопрос о первичности и вторичности экономических категорий, считавшийся столь важным у “классиков”. Это произошло прежде всего благодаря предпочтению каузальному (причинно-следственному) подходу функционального, ставшего важнейшим средством анализа, превращения экономической теории в точную науку.
Необходимо подчеркнуть, что факт начала “маржинальной революции” едва ли кем был замечен. А о том, что она уже свершилась, впервые провозгласил в 1886 г. Л.Вальрас. Он исходил из выдвинутых им идей анализа предельных экономических величин и имел претензии на первенство в этой “революции”. Но поскольку в пределах трех лет, т.е. 1871—1874 гг., работы подобной направленности были опубликованы также У.Джевонсом и К.Менгером, между этими тремя экономистами началась неразрешимая, казалось бы, тяжба о научном приоритете. Однако в 1878 г. ее неожиданно прервал английский профессор Адамсон, случайно обнаруживший в Британском музее книгу тогда никому неизвестного немецкого автора Г. Госсена, изданную гораздо раньше (1854) и содержавшую изложение принципов маржинального анализа.
Между тем выяснилось, что и среди предшественников маржинализма — первооткрывателей категории “предельная полезность”, используемой для анализа поведения потребителей, и пионеров математического анализа функциональных зависимостей для выявления равновесия в хозяйственной системе было сразу несколько авторов. Ими оказались наряду с Г. Госсеном еще один немецкий ученый и практик И.Г. фон Тюнен, два французских исследователя — Ж.Дюпюи и О.Курно. В частности, П.Самуэльсон в своей лекции, прочитанной 11 декабря 1970 г. в Стокгольме на церемонии вручения ему Нобелевской премии по экономике, высоко оценивая их вклад в современную экономическую науку, говорил: “Но задолго до Маршалла, в 1838 г., О.Курно в своем классическом труде “Исследования математических принципов в теории богатства” применил аппарат дифференциального исчисления, обеспечивающего максимум прибыли. Вопрос о минимизации затрат также был поставлен более ста лет тому назад. По крайней мере, им занимался фон Тюнен при рассмотрении понятия предельной производительности”.
В современной экономической литературе главные теоретические принципы предшественников маржинализма (соответственно и “маржинальной революции”) характеризуют обычно как первый и второй “законы Госсена”. Согласно первому “закону” с увеличением наличия данного блага предельная полезность блага уменьшается”, а в соответствии со вторым “законом” оптимальная структура потребления (спроса) достигается при равенстве предельных полезностей всех потребляемых благ.
- Особенности этапов “маржинальной революции”
В свершении “маржинальной революции” в экономической литературе выделяют обычно два этапа.
Первый этап охватывает 70—80-е гг. XIX в., когда возникли обобщения идей маржинального экономического анализа в трудах австрийца К.Менгера и его учеников, а также упомянутых выше англичанина У.Джевонса и француза Л.Вальраса.
При этом ставшая на данном этапе центральной теория предельной полезности товара объявлялась школой главным условием определения его ценности, а сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека. Поэтому первый этап маржинализма принято называть “субъективным направлением” политической экономии”.
Второй этап “маржинальной революции” приходится на 90-е гг. XIX в. С этого времени маржинализм становится популярным и приоритетным во многих странах. Главное достижение маржиналистов на этом этапе — отказ от субъективизма и психологизма 70-х гг., с тем чтобы подтвердить, говоря словами Й.Шупетера, что “целью чистой экономики… всегда оставалось объяснение регулярного хода экономической жизни на основе данных условий”.
В результате представители “новых” маржинальных экономических идей стали расцениваться в качестве преемников классической политической экономии и называться неоклассиками, а их теория, соответственно, получила название “неоклассической”. На втором этапе “маржинальной революции” — этапе формирования неоклассической политической экономии — наибольший вклад внесли англичанин А.Маршалл, американец Дж.Б.Кларк и итальянец В.Парето.
Эволюцию маржинальных идей на двух обозначенных выше этапах “маржинальной революции” можно охарактеризовать следующим образом.
Первое. Вначале маржинализм в своем субъективном течении акцентировал внимание на значении экономического анализа в части проблематики, связанной с потреблением (спросом), а классики, как известно, исходили из приоритета проблем производства (предложения). Но затем неоклассики (второй этап “маржинальной революции”) обосновали необходимость одновременного (системного) изучения обеих сфер, не выделяя ни одну из них и не противопоставляя их друг другу.
Второе. Маржиналисты первой волны (субъективное направление экономической мысли), используя, подобно “классикам”, причинно-следственный анализ, как бы повторили своих предшественников. Речь идет о том, что приверженность каузальному подходу привела и тех и других к признанию стоимости (ценности) товарных благ в качестве исходной категории экономического исследования. Правда, с одной существенной разницей: “классическая школа” считала первичной в экономике сферу производства и источником формирования стоимости издержки производства, а “субъективная школа” считала первичной сферу потребления и обусловленность цен полезностью товаров и услуг.
В свою очередь маржиналисты второй волны, ставшие родоначальниками неоклассического направления экономической теории, благодаря замене каузального подхода функциональным исключили из “поля зрения” экономической науки существовавшую почти 200 лет дилемму о первичности и вторичности по отношению друг к другу сфер производства и потребления, а соответственно, и споры о том, что лежит в основе стоимости (цены). Неоклассики, образно говоря, “объединили” сферу производства и сферу потребления в объект целостного системного анализа, распространив характеристику предельных экономических величин еще и на сферы распределения и обмена. В результате произошло естественное объединение обеих теорий стоимости (издержек “классиков” и полезности “субъективистов”) в одну двухкритериальную теорию, базирующуюся на одновременном соизмерении и предельных издержек, и предельной полезности.
Третье. В отличие от первого этапа “маржинальной революции” на втором ее этапе наряду с функциональным методом экономического анализа всемерно утвердился и метод математического моделирования экономических процессов как средство реализации концепции об экономическом равновесии на уровне микроэкономики, т.е. отдельных хозяйствующих субъектов, из-за чего у неоклассиков незаслуженно из предмета экономической науки вплоть до 30-х it. XX в. выпала проблематика факторов роста экономики и макроисследования. Но при этом маржиналисты последней трети XIX в., а затем и их последователи в первой трети XX в. по-прежнему полагали, что экономический рост благодаря “свободной” конкуренции поддерживается автоматически, и продолжали разделять несостоятельный в действительной жизни “закон рынков” Ж.Б.Сэя с его главной идеей о саморегулируемости и равновесности экономики.
Однако, признавая математизированную специфичность маржинальной экономической науки, не будет лишним напомнить читателю о предостережениях на этот счет, высказанных некоторыми широко известными учеными-экономистами современности. Так, например, В.Леонтьев пишет: “Не будучи с самого начала подчинены строгой дисциплине систематического сбора данных, в отличие от своих коллег, работающих в естественных и исторических науках, экономисты приобрели почти непреодолимую склонность к дедуктивному анализу или дедуктивной аргументации. Многие экономисты пришли из “чистой” или прикладной математики. Каждая страница экономических журналов пестрит математическими формулами, которые ведут читателя от более или менее правдоподобных, но абсолютно произвольных предположений к точно сформулированным, но не относящимся к делу теоретическим выводам.
Ничто так красноречиво не говорит об антипатии большинства современных экономистов-теоретиков к систематическому изучению, как те методологические средства, которые они используют для того, чтобы избежать или сократить до минимума применение фактической информации”.
А по мнению М.Алле, “нельзя быть хорошим физиком или экономистом по той единственной причине, что обладаешь некоторыми знаниями и навыками в области математики”, и потому “никогда не будет лишним повторить следующее: для экономиста, как и для физика, основная задача — это не использование математики ради нее самой, а ее применение в качестве средства исследования анализа конкретной реальности; задача, следовательно, состоит в том, чтобы никогда не отрывать теорию от ее применения”. И этот перечень предостережений достаточно велик.
И четвертое. Неоклассики переняли у “первых учителей экономической науки”, т.е. у классиков, главное — приверженность принципам экономического либерализма и стремление “держаться чистого знания” или, как еще говорят, “чистой теории” без субъективистских, психологических и прочих неэкономических наслоений. Поэтому признавая, что маржиналисты “второй волны” в отличие от маржиналистов “первой волны”, да и в отличие от классиков расширили предмет исследования (прибегнув для этого в противоположность своим предшественникам к качественно новому методологическому инструментарию, как-то: системный, благодаря возможностям математики и замене каузального и классификационного анализа, подход к исследованию хозяйственного механизма; функциональная характеристика взаимосвязи и взаимообусловленности экономических показателей), надо признать и обратное: неоклассики в то же время сузили предмет своего исследования из-за намеренного изъятия из круга теоретико-методологических задач экономической науки проблематики как социальной, так и макроэкономической направленности.
По этому поводу М.Блауг высказал следующее критическое суждение: “Ограничив предмет экономической теории, неоклассики открыто признались в своей некомпетентности за пределами поставленных ими границ и, таким образом, исключили из своей дисциплины не только ряд выводов на уровне здравого смысла, но и несколько ценных идей. Легко убедиться, что во второй половине XIX в. отношение экономистов к проблемам роста было весьма спокойным: вполне естественно, что такой автор, как Маршалл, полагал, что экономический рост будет поддерживаться автоматически, если “свободная” конкуренция в сочетании с минимальным государственным контролем обеспечит подходящую социологическую среду. В результате экономическая теория осталась без концепции роста или развития…”
3.Экономическое учение К.Менгера
Карл Менгер (1840—1921), ученый-экономист с мировым именем, глава “австрийской школы” маржинализма, занимает достойное место в ряду лучших представителей экономической науки второй половины XIX в. Несмотря на свое дворянское происхождение, он придерживался либеральных взглядов на проблемы социально-экономического развития общества, которые, очевидно, сложились еще в годы учебы на юридических факультетах университетов в Вене и Праге. В 27 лет защитив в Кракове диссертацию, некоторое время работал в качестве журналиста, затем экономическим обозревателем при правительстве Австрии в Вене.
Незначительный на первый взгляд опыт практической деятельности на поприще журналистики и государственной службы позволил талантливому и одаренному молодому исследователю К.Менгеру подготовить и издать в 1871 г. фундаментальный, как выяснилось впоследствии, труд под названием “Основания политической экономии”. В том же году представление этой книги руководству Венского университета оказалось достаточной рекомендацией, чтобы ее автор был принят сюда на преподавательскую работу в качестве приват-доцента по дисциплине “политическая экономия”.
Спустя 8 лет в 1879 г. К.Менгер получает более высокое назначение — профессорскую кафедру политической экономии, оставаясь в этой должности вплоть до 1903 г. В окружении своих коллег и единомышленников, которые стали называть себя учениками школы К.Менгера, ему удается создать серьезную “оппозицию” в борьбе с господствовавшими в экономической науке парадигмами классической политической экономии о безусловном приоритете сферы производства и о затратной природе происхождения стоимости (ценности) товара.
К числу крупных работ К.Менгера правомерно отнести также “Исследование о методе общественных наук и политической экономии в особенности” (1883). Однако именно “Основания” стали для него книгой всей жизни; над ее совершенствованием он работал большую часть своей творческой биографии, в том числе в связи с этим уступив в 1903 г. руководство кафедрой своему ученику Ф.Визеру. По этой причине второе издание “Оснований” вышло в свет только спустя два года после смерти автора, т.е. в 1923г.
“Основания” К.Менгера, вдохновившие его последователей в Венском университете на дальнейшие научные изыскания в соответствии с “новыми” методологическими принципами “учителя”, способствовали в конечном счете тому, что на всем протяжении первого этапа “маржинальной революции” из трех общеизвестных родоначальников маржинальной экономической теории наибольшее признание имел именно он — основоположник “австрийской школы”.
Предмет изучения. В предыдущей теме уже отмечалось, что авторы первого этапа “маржинальной революции”, в отличие от классиков, приоритетной в экономике считали не сферу производства, а потребления. Исходя из этого можно утверждать о тенденциозности предмета изучения политической экономии в видении как классиков, так и субъективистов, включая К.Менгера.
Вместе с тем одним из достоинств в творчестве лидера австрийской школы, в том числе в части поиска новых аспектов в предмете изучения экономической науки, явилось углубленное исследование экономических проблем на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Правда, следует признать, что достоинства менгеровского анализа на уровне индивида и микроуровне, несомненно имеющие место в “Основаниях”, не нашли, к сожалению, должного признания не только при жизни, но и почти треть века после кончины К.Менгера. Во всяком случае, на английский язык, считающийся в экономической науке международным, знаменитые “Основания” были переведены лишь через 80 лет после их написания.
Метод изучения. В отличие от методологии У.Джевонса и Л.Вальраса менгеровская методология исследования сохранила отдельные ключевые позиции методологии “классиков”. Это, во-первых, отсутствие в экономическом анализе средств математики и геометрических иллюстраций. Во-вторых, использование принципа исходной (базовой) категории, которой считается стоимость (ценность) с той только разницей, что последняя, по Менгеру, должна определяться хотя и по каузальному принципу, но не в связи с измерением издержек производства (или затрат труда), а в связи с субъективной характеристикой — предельной полезностью. И в-третьих, вновь в отличие от “классиков” К.Менгер считает первичной не сферу производства, а сферу обращения, т.е. потребление, спрос.
Главным элементом в методологическом инструментарии К.Менгера является микроэкономический анализ или индивидуализм, позволивший, с одной стороны, противопоставить учению “классиков” об экономических отношениях между классами общества анализ экономических отношений и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта (по терминологии К.Менгера — “.хозяйство Робинзона”), но, с другой — увлечься предвзятым положением о том, что якобы выявить и решить экономические проблемы возможно, рассматривая их только на уровне индивида, на микроуровне с учетом феномена собственности и обусловленного относительной редкостью благ человеческого эгоизма.
Однако внешняя схожесть менгеровской терминологии с “классической”, склонность к рассмотрению “причинной связи и законов” направили научные поиски К.Менгера совершенно не по проторенному пути, что видно из проблематики уже самой первой главы “Оснований”, где речь идет о делении экономических благ на порядки и обосновывается принцип комплементарности (дополняемости) производительных благ.
По Менгеру, непосредственное удовлетворение потребностей человека обеспечивает распоряжение благом первого порядка, а обладание благамивторого, третьего и более отдаленного порядков требует, чтобы их “опосредованным образом” можно было бы “применить к удовлетворению наших потребностей”.
Наконец, с точки зрения методологии небезынтересен взгляд К.Менгера на то, что является “критерием экономического характера благ”. Этим критерием, пишет он, не может быть “затраченный на благо труд”, так как “его нужно искать исключительно в отношении между надобностью в благах и количеством благ, доступным распоряжению”.
Теория стоимости. В третьей главе “Оснований”, разрабатывая теорию стоимости (ценности), определяемую предельной полезностью, К.Менгер как бы заново открыл “законы Госсена”. Он убежден, что ценность экономических благ выявляется человеком в процессе удовлетворения потребностей, т.е. тогда, когда он сознает зависимость их наличия в своем распоряжении; соответственно не имеют для человека никакой ценности, в том числе потребительной, только неэкономические блага.
В итоге возникает менгеровская субъективистская трактовка ценности, ставшая впоследствии общей исходной позицией “австрийской школы”, а именно: “Ценность— это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и поэтому вне их сознания не существует”. Но какова мера ценности, если она не существует вне сознания? Ответ К.Менгера лаконичен: “Ценность субъективна не только по своему существу, но и по своей мере”.
Таким образом, автор “Оснований” посягнул на святая святых классической политической экономии — трудовую теорию стоимости.
Между тем предложенная К.Менгером и поддержанная его учениками теория стоимости (ценности) так же, как и аналогичная теория “классиков”, представляет собой тупиковый вариант определения истинной цены товаров (благ). Ведь фактически по данной теории “австрийской школы”, получившей название “теории вменения”, предполагается, что доля стоимости (ценности) блага “первого порядка” вменяется благам “последующих порядков”, использованных при его изготовлении. В основе этой версии лежит тезис автора “Оснований”, в соответствии с которым “при всех условиях ценность благ высшего порядка определяется предполагаемой ценностью благ низшего порядка, на производство которых они предназначаются или предположительно предназначаются людьми”. Другими словами, менгеровская “предполагаемая ценность продукта” является “принципом” определения величины ценности “благ высшего порядка”.
Теория благ высшего и низшего порядка. Что означают менгеровские блага первого и отдаленных порядков В чем содержание превращения блага высшего порядка в блага низшего порядка? Вполне исчерпывающий ответ на эти вопросы очевиден из следующего высказывания самого автора “Оснований”:
“Если мы располагаем комплементарными благами какого-либо высшего порядка, то сперва эти блага должны быть преобразованы в блага ближайшего низшего и так далее, пока мы не получим благ первого порядка, которые можно уже непосредственно применить к удовлетворению наших потребностей. Промежутки времени, лежащие между отдельными фазами этого процесса… все же вполне исчезнуть не могут”.
Блага высшего порядка рассматриваются К.Менгером в качестве неизбежной предпосылки экономического производства благ. Причем к их числу он предлагает относить не только совокупность сырых материалов, труд, используемые участки земли, машины, инструменты и пр., но и “пользование капиталом и деятельность предпринимателя”. Далее следует серьезное замечание ученого о том, что “не строго только определенные количества отдельных благ высшего порядка вступают в соединение в процессе производства друг с другом, как это бывает при химических реакциях… Наоборот самый элементарный опыт учит нас, — заключает он, — что блага высшего порядка могут произвести определенное количество какого-нибудь блага низшего порядка, находясь в самых разнообразных количественных отношениях друг к другу…”. Следовательно, распоряжение благами низшего порядка, требующее комплементарные количества благ высшего порядка, в реальной действительности не сопряжено с жесткой регламентацией.
Теория доходов. К.Менгер считает ошибочным ставить в вину “социальному строю” возникающую якобы “возможность… отнимать у рабочих часть продукта труда”. Он пишет, что труд представляет собой только один элемент производственного процесса, который “является не в большей степени экономическим благом, чем элементы производства”. Поэтому, по его мнению, владельцы капитала и земли живут не за счет рабочих, а “за счет пользования землей и капиталом, которое для индивида и общества имеет ценность так же точно, как и труд”.
Автор “Оснований” серьезной критике подвергает и теорию заработной платы “классиков”, по которой цена простого труда тяготеет к минимуму, но она при этом должна “прокормить” рабочего и его семью, “иначе, — как отмечает К.Менгер, — представление его (рабочего) в распоряжение общества не будет продолжительным…”. По мнению лидера “австрийской школы”, такой подход неправомерен, поскольку идея о заработной плате как источнике “для поддержания жизни” будет всегда приводить к увеличению числа работников и снижению цены трудa до прежнего (минимального) уровня. Поэтому во избежание регулирования цены простого труда по принципу минимума средств существования им рекомендуется сведение более высокой цены остальных видов труда на затрату капитала, на ренту с таланта и т.д.
Теория обмена. Проблематике обмена К.Менгер посвятил четвертую главу Оснований”, возвращаясь затем к ней и в последующих главах. Сущность этой категории сведена в книге ученого преимущественно к индивидуальному акту партнеров, результат которого якобы обоюдовыгоден, но не эквивалентен. По его словам, всякий экономический обмен благ для обменивающихся индивидов означает присоединение к их имуществу нового имущественного объект, и поэтому обмен можно сравнить в хозяйственном смысле с продуктивностью промышленной и сельскохозяйственной деятельности. Вместе с тем обмен, по Менгеру, это не только выгода, но и экономичecкaя жертва, вызванная меновой операцией, отнимающей часть экономической пользы, которую можно извлечь из существующего менового отношения”, что нередко делает невозможным реализацию там, где она была бы еще мыслима. Высоко оценивая место и роль обмена в экономической жизни, глава “австрийской школы” осудил негативное отношение к занятым в этой сфере людям со стороны представителей классической политической экономии, особенно американца Г.Ч.Кэри.
Все, кто способствуют обмену, т.е. экономическим меновым операциям, продолжает автор “Оснований”, являются таким же производителями, как земледельцы и фабриканты, ибо цель вся хозяйства состоит не в физическом увеличении количества благ, а в возможно более полном удовлетворении человеческих потребностей.
В попытке предостеречь от представления о том, что величина цен на товары “есть существенный момент обмена” и что количества благ в акте обмена являются “эквивалентами”, К.Менгер утверждает: “…исследователи в области явлений цены напрягали свои усилия для решения проблемы сведения предполагаемого равенства между двумя количествами благ к его причинам, и одни искали эти причины в затрате одинакового количества труда на данные блага, другие — в равных издержках производства, возникал даже спор о том, отдаются ли блага в обмен одно на другое, потому что они — эквивалентны, или блага потому эквивалентны, что в акте мены отдаются одно за другое, тогда как в действительности нигде не бывает равенств в ценности двух количеств благ (равенства в объективном смысле)”.
- Экономические воззрения О.Бем-Баверка и Ф.Визера
Ойген фон Бем-Баверк (1851—1914) наряду с Ф.Визером и другими относится к числу видных представителей “австрийской школы” маржинализма и соответственно учеников и последователей К.Менгера.
Принадлежность к дворянскому роду, дружба с детства с Ф.Визером и совместная с ним, учеба в университетах Германии и юридическом факультете Венского университета, а затем увлечение экономическими воззрениями К.Менгера (правда, его лекции слушать им не довелось) — вот некоторые начальные штрихи к биографическому портрету О.Бем-Баверка.
Однако в отличие от К.Менгера и Ф.Визера период сугубо преподавательской деятельности у О.Бем-Баверка был не столь продолжительным, хотя и чрезвычайно продуктивным. Он занял всего одно десятилетие (с 1880 по 1889 г.), когда, работая приват-доцентом политической экономии в Венском (1880) и профессором в Инсбрукском (1881—1889) университетах, О. Бем-Баверк подготовил диссертацию на тему “Права и отношения с точки зрения учения о народнохозяйственных благах” (1881), издал с интервалом в пять лет первую (1884) и вторую (1889) части книги под названиями соответственно “Капитал и прибыль” и “Позитивная теория капитала”, а в промежутке между публикацией ее частей — еще одну работу “Основы теории ценности хозяйственных благ” (1886). И только одна из его крупных работ «К завершению марксистской системы» вышли свет спустя год после прекращения преподавательской работы, т.е. в 1890 г. С 1905 г. он профессор Венского университета.
Значительный период жизни О.Бем-Баверка был связан со службой в ряде высших государственных инстанций Австрии: он трижды удостаивается поста министра финансов; назначается председателем Верховного апелляционного суда и президентом Академии наук; получает статус пожизненного члена верхней палаты парламента.
Имя этого ученого, практика и государственного деятеля широко известно мировой экономической науке прежде всего тем, что он в составе знаменитой триады “австрийской школы” продолжил во многом небезуспешный “поиск” решения проблемы ценообразования на факторы производств “без математики”, сконцентрировав внимание на одной из основополагающих идей своего учителя — факторе времени превращения благ отдаленного порядка в благо первого порядка. В сферу исследования, в отличие от К.Менгера, им включены не только категории индивидуального обмена, но и категории целостного рынка, в том числе такие звенья, как производство и распределение. При этом нельзя, конечно, отрицать, что даже в своей нашумевшей “теории ожидания” О.Бем-Баверк целиком опирается на характерные для “австрийской школы” принципы субъективизма, выдвинув в рамках этой теории положение о происхождении процента на капитал как о процессе ожидания, т.е. когда “будущее благо” превратится в “настоящее благо”.
Аддитивный способ определения суммарной полезности. В упомянутых “Основах” О.Бем-Баверка приводится абстрактный пример о том, как следует определять суммарную “предельную пользу” находящегося в потреблении человека блага.
В этом примере, ставшем в буквальном смысле слова хрестоматийным, речь идет об одиноком поселенце, избушка которого изолирована от остального мира первобытным лесом, и о том, как этот поселенец рассчитывает употребить запас собранного со своего поля хлеба в количестве пяти мешков. Расчет поселенца таков: первый мешок ему необходим, “чтобы не умереть с голода до следующей жатвы”; второй — чтобы “улучшить свое питание настолько, чтобы сохранить свое здоровье и силы”; третий — чтобы “к хлебной пище прибавить несколько мясной пищи… он предназначает для откармливания птицы”; четвертый — “должен пойти… на приготовление хлебной водки”; пятый — чтобы “употребить его на корм для нескольких штук попугаев, болтовню которых ему нравится слушать”.
Резюме О.Бем-Баверка по этому примеру почти такое же, как у его учителя К.Менгера, — чем больше в наличии однородных материальных благ, тем меньше “при прочих равных условиях” ценность отдельной их единицы, и наоборот. Но важно при этом уточнение автора “Основ” о том, что обладание пятью мешками не означает возможность удовлетворить сумму равнозначных потребностей, поскольку “удовольствие держать попугаев + употребление хлебной водки + употребление мясной пищи + сохранение здоровья + поддержание жизни— сумма, которая не в пять раз, а бесконечно больше удовольствия держать попугаев”. Кроме того, здесь, вероятно, уместна еще одна обобщающая фраза ученого: “Простой человек применял учение о предельной пользе на практике гораздо раньше, чем формулировала это учение политическая экономия”.
Теория стоимости. Между тем в “Основах” О.Бем-Баверком поставлена одна главная задача — обосновать “закон величины ценности вещи”, и для ее решения обозначена нематематическая “простейшая формула” в следующей трактовке автора: “Ценность вещи измеряется величиной предельной пользы этой вещи. В соответствии с обозначенной “простейшей формулой” возможно, по мнению ученого, полагать, что величина ценности материального блага определяется важностью конкретной (или частичной) потребности, занимающей последнее место в ряду потребностей, удовлетворяемых имеющимся запасом материальных благ данного рода. Поэтому основой ценности, заключает О.Бем-Баверк, служит не наибольшая или средняя, а наименьшая польза, позволяющая в конкретных хозяйственных условиях употреблять эту вещь рациональным образом, и “мы принимаем за мерило ценности наименьшую пользу, ради получения которой представляется еще выгодным с хозяйственной точки зрения употреблять данную вещь”.
Как видим, подобно К.Менгеру, О.Бем-Баверк характеризует происхождение цены товара как следствие субъективных оценок материальных благ участниками обмена, т.е. он убежден, что и ценность и цены возникают посредством субъективных оценок готовых продуктов их потребителями. Причем спрос на эти продукты обусловлен, на его взгляд, также субъективными оценками на эти продукты. Одновременно, подчеркивая бескомпромиссность своей позиции, автор “Основ” заявляет: “дуалистическое объяснение явлений ценности и цены двумя различными принципами “пользы” и “издержек производства” представляется и ненужным, и неудовлетворительным”.
Теория ожидания. Центральная идея “теории ожидания” — возникновение прибыли (процента) на капитал — была кратко изложена О.Бем-Баверком еще в “Основах”. Там, в частности, говорится, что в связи с продолжительностью времени, в течение которого производительные средства, т.е. материальные блага более отдаленного порядка, превращаются в ее продукт, возникает разница в ценности этих средств и продукта и что “величина этой разницы в ценностях бывает то больше, то меньше, смотря по продолжительности периода времени…”. Отсюда ученым делается главный вывод: “Эта-то разница и представляет собой ту складку, в которой скрывается прибыль на капитал”.
Однако целостная “Теория ожидания” О.Бем-Баверка, разработанная в книге “Позитивная теория капитала”, несмотря на свою субъективную основу, содержит немало “острых” положений. Под их влиянием, как выразился Дж.Хикс в своей книге “Стоимость и капитал”, всякий, “кто занимается изучением капитала, рано или поздно становится жертвой теории Бем-Баверка”, но затем “большинство исследователей в конце концов отказывается от этой теории, даже если им нечем ее заменить”. Эта теория привлекает читателя формальной идеей отказа происхождения процента на капитал благодаря производительности последнего. По версии ее автора рабочие, в отличие от капиталистов, недооценивают свое будущее, не стремясь к ожиданию плодов своего труда. Капиталисты, напротив, предпочитают “окольные”, а не “прямые методы” производства, требующие сравнительно большего времени, в течение которого прирост совокупного продукта от воздействия “первичных” факторов производства уменьшается. Поэтому, по Бем-Баверку, чем больше “капитализирована” экономика, т.е. чем выше степень “окольности”, тем ниже норма прироста продукции и соответственно норма процента, так как ее определение рассматривается им как результат обмена труда на предметы потребления.
Таким образом, по Бем-Баверку, в отличие от К.Маркса, не неопределенность денежной “стоимости рабочей силы” создает “прибавочную стоимость” с участием при этом капитала, а наоборот, специфический ресурс “капитал”, который участвует в процессе производства во времени, не поддается точному денежному измерению и поэтому в зависимости от размера капитала и продолжительности производственного процесса складывается больший или меньший процент на капитал как заслуга тому, кто позволяет себе подобное “ожидание”.
Чтобы доказать свою “версию”, О.Бем-Баверк рассматривает ситуацию выпуска продукции при фиксированных параметрах количества труда и оборотного капитала (имея в виду питание, одежду и другие предметы потребления для рабочих) и при средней продолжительности “периода производства” (так как реальная структура производственных фондов неодинакова). Но при этом очевидны не только статический подход исследования, но и ошибочное допущение неотвратимости удлинения среднего периода производства в результате перманентного внедрения достижений научно-технического прогресса со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Тем не менее О.Бем-Баверк верен субъективизму, заявляя о существовании трех независимых “причин” или “оснований”, которые склоняют людей выразить готовность приобрести блага именно сегодня, а не завтра, из-за чего в конечном счете и создается процент на капитал. Первую он связывает с существованием в обществе всегда малообеспеченных людей, одни из которых надеются на обогащение, а другие нет, но в целом и те и другие сегодняшние блага предпочитают будущим. Вторая причина распространяется на ту часть общества, которая, на его взгляд, имеет недостаточно воли, воображения и веры, чтобы предпочесть не настоящие блага, а будущие. И согласно третьей причине людям свойственно стремление к “окольному” производству сегодня, чем к “непосредственному” производству в будущем в надежде получить больше продукта (соответственно выгоды) теперь же, тем более что, по его мысли, отдача в дальнейшие периоды производства будет якобы снижаться.
Фридрих фон Визер (1851—1926) — барон, один из ближайших сподвижников К.Менгера. Получив университетское образование, почти целиком посвятил себя научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Государственная служба заняла в его биографии незначительный промежуток времени, когда в 1917—1918 гг. ему довелось быть министром торговли (коммерции) Австро-Венгрии. Как и О.Бем-Баверк, он был удостоен чести пожизненного членства в верхней палате парламента.
Пропаганда, совершенствование и популяризация учения “австрийской школы” осуществлялись Ф.Визером во всех его публикациях, включая такие, как: “О происхождении и основных законах экономической ценности” (1884), “Естественная ценность” (1899) и “Теория общественного хозяйства” (1914). К заметным заслугам ученого на поприще экономической науки следует отнести “внедрение” в научный оборот и соответственно в сокровищницу “школы” терминов “законы Госсена”, “предельная полезность”, “вменение”. Примечательно также, что субъективное восприятие ценности, цены, издержек производства и прибыли, приоритетное отношение к микроэкономическому анализу, неприятие математических методов решения экономических проблем и другие теоретико-методологические позиции менгеровского учения Ф.Визер воплощал в жизнь с профессорской кафедры на протяжении 42 лет (1884-1926) — вначале (1884-1902) в Праге, а затем (1903-1926) на унаследованной им кафедре К.Менгера в Вене.
Мультипликативный способ определения суммарной полезности. Как мы видели выше, О.Бем-Баверк в примере с пятью мешками хлеба об их суммарной полезности говорит, что она “не в пять раз, а бесконечно больше удовольствия держать попугаев”. Тем самым этот ученый дает понять, что каждый из пяти мешков имеет различную предельную полезность. Иначе говоря, О.Бем-Баверк характеризует суммарную полезность посредством так называемого аддитивного способа.
По мнению Ф.Визера, этот способ неприемлем. Им предлагается простое умножение предельной полезности блага на количество однородных благ, что принято называть мультипликативным способом определения суммарной полезности. Его аргументация в пользу названного способа такова: “…основной закон исчисления пользы гласит, что все единицы запаса (части, шутки) оцениваются соразмерно предельной полезности. Этот закон мы будем называть законом предельной полезности или, еще короче, предельным законом. Из предельного закона вытекает следствие, что каждый делимый запас экономически оценивается путем умножения предельной полезности на количество единиц запаса (частей, штук)… Это не новый закон, а только другая формулировка предельного закона…”.
Концепция частной организации хозяйства. По мнению Ф.Визера, частная собственность черпает свой смысл из логики хозяйствования. При этом в качестве трех аргументов в пользу такого суждения называются: необходимость бережного отношения к расходованию хозяйственных благ с тем, чтобы охранять свою собственность от других претендентов; важность вопроса о “моем” и “твоем”; правовые гарантии для хозяйственного использования собственности.
Что же касается “социалистических лозунгов” о том, чтобы земля и капитал в качестве вспомогательных средств труда перестали находиться в частной собственности и принадлежали “рабочим, организованным в общественном масштабе”, и чтобы доли дохода, приносимые этими факторами, не доставались “не-рабочим в качестве личного дохода”, то все равно потребуется, утверждает ученый, чтобы эти доли точно рассчитывались “и в социалистической экономике, если эта экономика будет регулироваться планомерно”. Ф.Визер также убежден, что теоретическая защита частной собственности “вряд ли имела бы какие-либо шансы на успех”, если бы подтвердилось положение о том, что весь доход создается трудом, а “то, что буржуазная экономическая наука все же не уделяла этой проблеме достаточного внимания, объясняется тем, что крупнейшие теоретики буржуазной экономической науки, классики склонились к трудовой теории”.
Рассматривая частную собственность в тесной взаимосвязи с проблемой частной организации хозяйства, Ф.Визер подчеркивает, что частный хозяйственный порядок— единственная исторически оправдавшаяся форма крупного общественного экономического союза, опытом столетий доказавший более успешное благодаря ему общественное взаимодействие, чем при всеобщем подчинении по приказу. И исходя из признания правомерности только частной экономики, он полагает, что общество не должно отклонять и право частного владения, в противном случае “очень скоро государство стало бы единственным владельцем всех средств производства, что, однако, ни в коем случае не должно произойти, поскольку оно не в состоянии управлять этими средствами производства также эффективно, как это делают частные лица.
- Маржинальные концепции У.Джевонса и Л.Вальраса
Уильям Стенли Джевонс (1835—1882) в Лондонском университете изучал химию и математику, но, завершая его, увлекся политической экономией. В 1863 г. был принят для преподавания политической экономии в колледж в Манчестере, где спустя несколько лет издал главные работы, в их числе “Теория политической экономии” (1871) и “Принципы науки” (1874). Последние годы своей непродолжительной жизни (с 1876 по 1880 г.) работал в должности профессора политической экономии в Лондонском университете.
Меньшая популярность вплоть до конца XIX в. трудов У.Джевонса (равно как и Л.Вальраса) была вызвана главным образом математической формой самовыражения, которая все еще не воспринималась читателями, не желавшими, как бы по инерции, находить ответы по социальной проблематике в математических уравнениях и прочих средствах математики. С другой стороны, ни тот, ни другой (и, конечно, К.Менгер) не “вторгались” с помощью математических средств маржинализма в сферу производства, в том числе никто из них не строил ни кривых спроса, ни кривых предложения, хотя У.Джевонс был к этому, казалось бы, ближе других, учитывая возможность, которую давали ему построения кривых издержек производства.
Маржинально-субъективистские идеи в трудах У.Джевонса очевидны из следующего. Во-первых, максимальное удовлетворение потребностей при минимуме усилий является, на его взгляд, сугубо экономической задачей, не связанной с политическими, моральными и другими факторами. При этом приоритетное значение придавалось им проблематике полезности, т.е. потребления и спроса. Во-вторых, рассматривая полезность и ценность по функциональной зависимости, У.Джевонс считал, что цена товара функционально зависит от предельной полезности, а последняя, в свою очередь, зависит от товарных цен, обусловленных издержками производства. Это значит, что он не признавал самостоятельного значения издержек и предельной полезности, как это затем делали А.Маршалл и В.Парето. И в-третьих, У.Джевонс разделял положение “классиков” о совершенной конкуренции, позволяющей продавцам и покупателям быть доступными друг для друга и обладать полной взаимной информацией. Отсюда он пришел к заключению, что субъекты рынка обеспечивают получение человеком такой комбинации товаров, которая в наибольшей степени удовлетворяет его потребности. Это свидетельствует о постижении им принципов предельного анализа (“законов Госсена”) и дает основание считать его одним из родоначальников маржинализма.
У.Джевонс оказался в числе тех ученых, которые находились под влиянием утилитаристских идей английского философа Иеремии Бентама, интерес к которым возродился еще в середине прошлого столетия. Он полагал, что его (Бентама) убеждение об исчислении наслаждений и страданий возможно приложить к экономическому подходу в осмыслении человеческого поведения. Поэтому представляется, что высказывание У.Джевонса о том, что Д.Рикардо “перевел поезд экономической науки на ложный путь”, явилось бентамистской реакцией на классовую позицию своего соотечественника. Кроме того, его утверждение — “все товары в результате обмена распределяются таким образом, чтобы доставить максимум выгоды”, — почти созвучно с основным постулатом И.Бентама: “Природа поставила человечество под управление двух верховных властителей, страдания и удовольствия. Им одним предоставлено определять, что мы можем делать, и указывать, что мы должны делать… Они управляют нами во всем, что мы делаем, что мы говорим, что мы думаем”.
Леон Вальрас (1834—1910) интерес к экономической теории проявил благодаря отцу, обратившему его внимание на работы О.Курно. В этом также причина отражения в интересовавшей его политической экономии средств математического “языка” (базовым образованием Л.Вальраса была математика).
В 1870 г. он принял предложение из Швейцарии для работы на вновь открытой в Лозаннском университете кафедре политической экономии. Спустя несколько лет в 1874 г. вышел основной труд Л. Вальраса “Элементы чистой политической экономии”, который позволяет и его отнести к числу маржиналистов первой волны.
Вместе с тем Л.Вальрас не ограничился характеристикой предельной полезности (считая ее основой ценности товара), формулировкой понятия “функция спроса” и других понятий. Он впервые попытался применить математическую модель для выявления проблем существования равновесия экономической системы и придания этой системе стабильности. Но в отличие от моделей рыночного равновесия О.Курно, У.Джевонса, А.Маршалла и других модель Л.Вальраса характеризует не частное, а общее экономическое равновесие симметричных рынков. Поэтому Л. Вальрас по праву считается основоположником современного макроэкономического моделирования. Кроме того, наличие единомышленников и продолжателей его учения превратили имя Л.Вальраса в основоположника “лозаннской школы” маржинализма.
Модель общего экономического равновесия. Разработанная Л.Вальрасом модель общего экономического равновесия отражает взаимосвязь рынков готовой продукции и рынков факторов производства в условиях рыночного механизма хозяйствования с совершенной конкуренцией, приводящей к единственному равновесию множества рынков. Она позволяет понять, что определение цен на производимые для рынка продукты и цен факторов производства может быть только одновременным, а не поочередным в том или ином порядке, что частичное равновесие на определенном количестве рынков не гарантирует общего равновесия для всей экономики с данным количеством рынков.
В числе допущенных упрощений в уравнениях модели Л.Вальраса имели место: заданные функции предельной полезности, что означало заданное первоначальное количество товаров и услуг, которые реализуются на рынке; заданные функции предельной производительности, что означало допущение идентичных издержек, т.е. их постоянную отдачу; изменения цены прямо зависят от величины превышения спроса над предложением и др.
Между тем вклад Л.Вальраса в историю экономической мысли неправомерно приуменьшать с высот сегодняшних достижений экономической науки. Как говорил некогда Й.Шумпетер, “ни один экономист не может считать свое образование завершенным, пока он не прочтет ее (книгу Л.Вальраса.) до конца”. Он также утверждал, что “Вальрасу мы обязаны концепцией экономической системы и теоретическим аппаратом, которым впервые в истории нашей экономики эффективно охвачена чистая логика взаимосвязей и взаимозависимостей количественных экономических показателей”. А немногим более 10 лет назад весьма высокую оценку творчеству Л.Вальраса и его последователя В.Парето дал В.Леонтьев, написав так: “Центральная идея системы взглядов, ныне называемой классической экономической наукой, привлекла внимание двух математиков — инженеров Леона Вальраса и Вильфреда Парето, которые после значительного усовершенствования и уточнения перевели ее на строгий математический язык и назвали “теория общего равновесия”. Входя в состав неоклассической теории, теория общего равновесия в настоящее время является стержнем экономического образования в США (как для студентов старших курсов, так и для аспирантов)”.
- Экономическое учение А. Маршалла
Альфред Маршалл (1842—1924) — один из ведущих представителей неоклассической экономической теории, лидер “кембриджской школы” маржинализма.
В детстве под влиянием отца его готовили к духовной карьере, учитывая, что дед был священником. Из изучаемых предметов более других любил математику, а из увлечений в свободное от учебы время — шахматы.
Не разделяя взгляды отца и заняв у дяди денег, самостоятельно отправился учиться математике в Кембриджский университет, который закончил с отличием и был там оставлен для преподавательской работы. Последняя стала основным занятием его жизни.
Политическую экономию А.Маршалл преподавал с 1863 по 1908г., в том числе с 1877 по 1885 г. был вынужден (по семейным обстоятельствам) покинуть Кембридж и преподавал в Бристольском и Оксфордском университетах. С 1902 г. по его инициативе было введено новое изложение этой специальности под названием “экономикс”, и тем самым окончательно вытеснено построение курса по учебникам политической экономии “классической школы” Дж. С.Милля.
Главный труд А.Маршалла — шестикнижие “Принципы экономикс” — был издан в 1890 г. и впоследствии постоянно им дополнялся и перерабатывался в восьми вышедших при его жизни изданиях.
Предмет изучения. Термин “экономикс” А.Маршалл ввел в первой же главе книги 1 “Принципов Экономикс”, которая начинается со следующего определения: “Политическая экономия, или экономическая наука (Economics), занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием материальных основ благосостояния”. Заметим, что автор всемирно известного учебника “Экономикс” П.Самуэльсон, говоря о том, что “само название предмета моей науки — “экономика” — подразумевает экономию или максимизацию”, ссылается именно на “Принципы” А.Маршалла, полагая, что в них “большое внимание было уделено проблеме оптимального объема производства, при котором чистая прибыль достигает максимума”.
Метод изучения. С точки зрения преемственности методологических идей “классиков” А.Маршалл исследовал экономическую деятельность людей с позиций “чистой” экономической теории и идеальной модели хозяйствования, возможной благодаря “совершенной конкуренции”. Но придя через новые маржинальные принципы к идее равновесия экономики, характеризовал ее лишь как “частную” ситуацию, т.е. на уровне фирмы, отрасли (микроэкономики). Подобный подход стал определяющим как для созданной им “кембриджской школы”, так и для большинства неоклассиков конца XIX — первой трети XX в. Следует, однако, подчеркнуть, что в отличие от своих ортодоксальных предшественников — классиков А.Маршалл считает нецелесообразным прибегать к определению экономических категорий на каузальной основе, требующей “доказывать” те или иные сущностные разграничения.
Теория стоимости (ценности) и ценообразования. Центральное место в исследованиях А.Маршалла занимает проблема свободного ценообразования на рынке, характеризуемом им как единый организм равновесной экономики, состоящий из мобильных и информированных друг о друге хозяйствующих субъектов. Рыночную цену он рассматривает на базе двухкритериальной концепции, т.е. как результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками. В этой связи упоминаются его знаменитые “лезвия ножниц” как образная характеристика двухкритериальной сущности стоимости товара, выраженная автором “Принципов” так: “Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц”.
Теория “потребительского избытка”. Как видим, А.Маршалл фактически сохранил заимствованную у “классиков” исходную позицию о совершенной конкуренции, предопределяющую положение о том, что цена задается рынком, а не предприятием. При этом, полагая, что каждый человек, приобретая вещь, исходит “из представляющихся ему возможностей, или из складывающейся обстановки, или… из конъюнктуры”, он вводит понятие “потребительский избыток”. Последнее, на его взгляд, — это “разница между ценой, которую покупатель готов был бы уплатить, лишь бы не обойтись без данной вещи, и той ценой, которую он фактически за нее платит”, т.е. “экономическое мерило его добавочного удовлетворения”.
Теория “цены равновесия”. Одной из важных заслуг А. Маршалла является обобщение положений ранних маржиналистов о функциональной зависимости таких факторов, как цена, спрос и предложение. Он показал, в частности, что с понижением цены спрос растет, а с ростом цены — снижается и что, в свою очередь, с понижением цены предложение падает, а с ростом цены — растет. Устойчивой или равновесной А.Маршалл считал такую цену, которая установлена в точке равновесия спроса и предложения (на графике точку пересечения кривых спроса и предложения принято называть “крестом Маршалла”). Отсюда, как полагает А. Маршалл, если на рынке цена выше цены равновесия, то предложение превысит спрос и цена станет снижаться, и наоборот, если на рынке цена ниже цены равновесия, то спрос превысит предложение и цена станет повышаться.
Теория доходов.Процент на капитал, по Маршаллу, проявляет себя как “вознаграждение” тому, кто, обладая материальными ресурсами, оживает “будущего удовлетворения” от них, равно как заработную плату, на его взгляд, следует считать “вознаграждением за труд”. Он решительно не согласен с тем, “что стоимость вещи зависит просто от количества затраченного на ее изготовление труда. Всякая попытка отстаивать указанную посылку, — продолжает ученый, — по необходимости молча подразумевала, что оказываемые капиталом услуги являются “даровым” благом, предоставляемым без всяких жертв, и поэтому не нуждающимися в вознаграждении в качестве стимула для дальнейшего его функционирования; это именно тот вывод, который названная посылка стремится доказать”.
Теория процентной ставки. Актуальна и весьма важная теория автора “Принципов” об уровне процентной ставки. На его взгляд, “хотя с возрастанием масштабов распоряжения человека природными ресурсами он может продолжать делать большие накопления даже при низкой процентной ставке, все же, пока натура человеческая сохраняет свои извечные свойства, каждое сокращение процентной ставки способно побуждать многих людей сберегать меньше, а не больше, чем в противном случае” А ведь это положение — одно из тех немногих, которое впоследствии его ученик Дж.М.Кейнс взял “на вооружение” в своей концепции макроисследования и государственного регулирования экономики.
Концепция “эластичности спроса”. В развитие теории “цены спроса” А.Маршалл выдвинул концепцию об “эластичности спроса”. Последняя характеризуется им как показатель зависимости объема спроса от изменения цены. Он выявил разную степень эластичности спроса товаров в зависимости от структуры потребления и уровня доходов и других факторов, показал, что наименьшая эластичность спроса присуща товарам первой необходимости, но не признал подобное почему-то относительно предметов роскоши. Но, по Маршаллу, существует особая взаимосвязь во влиянии спроса и предложения на уровень рыночной цены в зависимости от анализируемого периода времени. Рассматривая эту взаимосвязь “как общее правило”, суть его он поясняет так: “Чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в нашем анализе влияние спроса на стоимость (цену), а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретет влияние издержек производства (предложения) на стоимость”.
Концепция предельных издержек производства и репрезентативной фирмы. Исследования в рамках теории “предельных издержек производства” позволили А.Маршаллу выявить закономерности изменения удельных издержек производства при увеличении объемов производства на предприятии. Это очевидно из главы 13 тома 1 “Принципов”, в которой лидер “кембриджской школы” обращается к проблематике возрастания и убывания отдачи от производства при расширении его масштабов. Он, в частности, отмечает, что, как привило, крупный масштаб производства в конкурентной экономике обеспечивает предприятию (фирме) снижение цены товарной продукции и соответственно преимущество перед конкурентами (благодаря постоянно возрастающей экономии от умения работать и от применения специализированных машин и всякого рода оборудования) и что главную выгоду от такой экономии извлекает все же общество.
Затем, чтобы выявить причины подобного рода феномена, в исследование вводится понятие “репрезентативная фирма” как разновидность средней фирмы. Размер последней, на его взгляд, обычно увеличивается с возрастанием совокупного объема производства какого-либо товара, приводя к получению ею и внутренней и внешней выгоды, обусловленной меньшими, чем прежде, затратами труда и других издержек в процессе производства.
Отсюда ученый приходит к выводу о действии двух экономических законов: возрастающей отдачи и постоянной отдачи. В соответствии с первым “увеличение объема затрат труда и капитала обычно, ведет к усовершенствованию организации производства, что повышает эффективность использования труда и капитала дает пропорционально более высокую отдачу… По второму закону “увеличение объема затрат труда и других издержек ведет к пропорциональному увеличению объема продукции”. Причем по убеждению исследователя, “в реальной действительности эти две тенденции возрастания и сокращения отдачи постоянно противодействуют друг другу”.
Как видим, по мысли А.Маршалла, в условиях конкуренции удельные издержки с укрупнением производства либо снижаются, либо развиваются параллельно, но только не опережают темп роста объема продукции. Впоследствии на основе этих суждений микроэкономическая теория выдвинула более достоверные методические решения проблемы оптимизации производства и размеров предприятий. С другой стороны, подразделяя издержки производства на постоянные и переменные, А.Маршалл убедительно показал, что в длительном периоде постоянные издержки становятся переменными. На его взгляд, основной мотив, вынуждающий фирму покинуть рынок, — это превышение ее издержек над уровнем рыночной цены.
- Экономическое учение Дж.Б. Кларка
Джон Бейтс Кларк (1847-1938) — основатель “американской школы” маржинализма, внесший заметный вклад в формирование неоклассической экономической теории конца XIX в.
Он родился к г.Провиденс штата Род-Айленд в США.. После окончания Амхертского колледжа (США) учился в европейских университетах Гейдельберга (Германия) и Цюриха (Швейцария), хотя при этом дважды был вынужден прерывать обучение, чтобы помочь вести дела на принадлежавшем семье предприятии. Своим учителем и наставником по политической экономии считал преподававшего в Гейдельберге профессора Карла Книса — одного из родоначальников “исторической школы” Германии.
По возвращении в США Дж.Б.Кларк занимался в основном преподавательской деятельностью вначале (1872—1895) в качестве профессора экономики в ряде американских колледжей, в том числе в Карлтонском колледже (Миннесота), где среди его студентов был крупный впоследствии ученый-экономист Т.Веблен, затем (1895—1923) — в том же качестве в Колумбийском университете. Являясь одним из инициаторов создания Американской экономической ассоциации, он стал третьим ее президентом и занимал этот пост в течение 1893—1895 гг.
Сочинения этого ученого, в том числе фундаментальные, были опубликованы в 80—90-е гг. XIX в. Из них наиболее значимы книги “Философия богатства” (1886) и “Распределение богатства” (1899), в которых, особенно в последней, ему удалось углубиться в наиболее популярные в ту пору маржинальные идеи и обозначить неординарные положения и даже, как он называл их, “законы” экономической науки.
Лучшие его научные достижения необходимо рассматривать в двух аспектах: методологическом и теоретическом. В первом случае имеется в виду новизна методологии в рамках выдвинутого учения о трех естественных разделах (отделах) экономической науки. Во втором речь идет об основанном на микроэкономическом анализе так называемом законе предельной производительности факторов производства. С этой целью в дальнейшем изложении будем обращаться к уже упомянутому “Распределению богатства” Дж.Б. Кларка.
Предмет изучения. Предметом экономической науки, по мнению Дж.Б.Кларка, является разложение всего дохода общества на различные виды дохода (заработная плата, процент и прибыль), которые, в свою очередь, получаются соответственно “за выполнение работы”, “за предоставление капитала” и “за координирование заработной платы и процента”. Отсюда, уточняет он, при определении доходов “со здравым смыслом” ни один из “классов людей”, занятых в производстве, не будет “иметь претензий друг к другу”.
Метод изучения. В “Распределении богатства” Дж. Б. Кларк, будучи приверженным основополагающим методологическим принципам маржинализма, оперирует такими категориями, как “предельный рабочий”, “предельный характер работы”, “предельная полезность”, “конечная полезность”, “предельная производительность” и другие. Он всецело принимает и принцип приоритетности микроэкономического анализа, утверждая, в частности, что “жизнь Робинзона была введена в экономическое исследование вовсе не потому, что она важна сама по себе, а потому, что принципы, управляющие хозяйством изолированного индивидуума, продолжают руководить и экономикой современного государства”.
Концепция богатства. Как полагает Дж. Б. Кларк, “распределение общественного дохода” регулируется общественным законом, который “при совершенно свободной конкуренции” может обеспечить каждому фактору производства создаваемую им сумму богатства. Последнее, по его мысли, представляет собой количественно ограниченные источники материального человеческого благосостояния. При этом он убежден, что “каждый фактор производства” имеет в общественном продукте именно ту долю богатства, которую он непосредственно производит.
Учение о статике и динамике. В этом учении выдвинута идея о том, что теория, базировавшаяся на старом сбивающем с толку плане четырехчленного деления всей науки на производство, распределение, обмен и потребление, не могла, “как и в случае механики”, решить предлагаемую прогрессом проблему всестороннего познания статических законов раньше, чем “законы движения могли быть поняты”. Основной аргумент в пользу этой идеи — возможность в целях теоретического исследования создать в воображении статическое общество, так как “все естественные общества динамичны”.
Как видим, исключительно теоретически, в исследовательских целях, Дж.Б.Кларк считает целесообразным иную, чем предлагали до него, “границу между естественными отделами экономической науки”. В результате появилась новая версия о ее границах, изложенная ученым так: “Мы имеем теперь перед собой границы трех естественных разделов экономической науки. Первый охватывает универсальные явления богатства. Второй включает социально-экономическую статику и говорит о том, что происходит далее с богатством… Третий отдел включает социально-экономическую динамику и говорит о том, что происходит с богатством и благосостоянием общества при том условии, если общество меняет форму и способы деятельности”.
По иллюстрации лидера “американской школы”, воображаемому статическому общественному производству присущ неизменный характер операций, связанных с постоянным выпуском одних и тех же видов благ при прежних технологических процессах, видах орудия и материалов, не позволяющих ни увеличивать, ни уменьшать величину доставляемого производством богатства. Кроме того, добавляет он, в состоянии социально-статического производства земля возделывается одними и теми же орудиями и получается один и тот же вид урожая, а на фабриках работают с теми же машинами и материалами, т.е. ничего не меняется в способе производства богатства или, другими словами, производительный организм сохраняет свою форму неизменной.
Итак, в состоянии статики можно констатировать движение как бы в замкнутой системе, что предопределяет равновесность и стабильность экономики. Но что же такое реальные динамические силы и порождаемые ими в экономике отклонения и изменения? Что имел в виду исследователь, заявляя, что благодаря действию «великих сил экономической динамики “нормальное богатство мира будет больше и естественный уровень заработной платы будет значительно выше в 2000 году, чем теперь”?
Обстоятельные суждения Дж.Б.Кларка в связи с поставленными вопросами мы находим в шестой главе “Распределения богатства”. Прежде всего обратим внимание на названные им здесь общие виды изменений, образующих динамические условия, дестабилизирующие экономику: 1) увеличение населения, 2) рост капитала, 3) улучшение методов производства, 4) изменение форм промышленных предприятий, 5) выживание более производительных предприятий вместо устраняемых менее производительных. Причем каждый вид рекомендуется выделять в качестве фактора, поддерживающего общество в динамическом состоянии и возвещающего о своем наличии воздействием на социальную структуру.
В конце главы, расценив исследования Д.Рикардо и его последователей как неосознанную попытку создать статический мир, не позволившую придать их собственной системе законченное и реалистическое научное построение, американский профессор излагает предположение о том, что люди еще до окончания XX в. будут знать о последствиях, к которым приводят факторы динамического состояния общества, и что произойдет это благодаря “чистой теории экономической динамики”, могущей проделать качественный анализ явлений изменчивости и перенести теорию в новую плоскость, расширив во много раз предмет политической экономии.
К вышеизложенному необходимо прибавить то, что в развитие методологических идей Дж.Б.Кларка экономическую науку XX столетия в числе других авторов существенно “обогатили” Н.Кондратьев, Й.Шумпетер и ряд других ученых.
“Закон предельной производительности” Дж.Б. Кларка. Главная заслуга главы “американской школы” и одного из завершителей “маржинальной революции”, приведшей к формированию неоклассической экономической теории, состоит прежде всего в разработке концепции распределения доходов на основе принципов предельного анализа цен факторов производства, которую в экономической литературе называют, как правило, “законом предельной производительности” Дж.Б. Кларка.
По мысли ученого, этот закон имеет место в условиях свободной (совершенной) конкуренции, когда мобильность всех хозяйствующих субъектов способствует достижению параметров равновесия экономики.
Очевидно, исходя из данных соображений Дж.Б.Кларк решил сосредоточиться на маржинальном принципе убывающей предельной производительности однородных, т.е. обладающих одинаковой эффективностью, факторов производства. Это означает, что при неизменной капиталовооруженности предельная производительность труда начнет снижаться с каждым вновь привлеченным работником и, наоборот, при неизменной численности работающих предельная производительность труда может быть выше только благодаря возросшей капиталовооруженности. Это также означает, говоря его словами, что “доли в распределении (ценности) зависят от конечной производительности”, т.е. “процент определяется продуктом конечного приращения капитала, а заработная плата определяется продуктом конечного приращения труда”.
Построив разработку своей теории предельной производительности на микроуровне и в основном на примере свободно функционирующего конкурентного предприятия, в восьмой главе “Распределения богатства” Дж.Б.Кларк утверждает о существовании некоей “зоны безразличия” или “предельной сферы”, которая в сфере работы каждого предприятия считается контролируемой. “В пределах этой зоны, — пишет он, — люди могут приходить и уходить, не оказывая влияния на доход предпринимателей… Если конкуренция действует с идеальным совершенством, то всюду, куда идут эти предельные рабочие, они получают в виде оплаты полностью продукт своего труда; хотя фактически, ввиду того что конкуренция действует далеко не совершенно, то, что получают эти люди, лишь приблизительно совпадает с их продуктом. Поэтому с уходом одного из работников, считает ученый, остается невыполненной предельная работа, т.е. наименее нужная работа, а предприниматель, в свою очередь, в пределах “зоны безразличия” может принять на работу не в ущерб себе и “несколько лишних людей”, поскольку в этой “предельной сфере” заработной платой является “то, что они производят”, и он “не будет извлекать из них никакой прибыли”.
Отсюда на собственный вопрос: “Если я нахожусь у вас на службе, уволите ли вы меня?” — Дж. Б. Кларк отвечает так: “Быть может, нет до тех пор, пока продукт, который мой труд прибавляет к другим доходам предприятия, равен моей заработной плате”. В подтверждение сказанному в конце главы 21 этой же книги мы находим все ту же мысль о том, что в “зоне безразличия” предприниматель привлекает “очень немного дополнительных рабочих при прежней оплате, не рискуя убытками”, ибо “продукт этого (предельного) человека… выражал, бы уровень заработной платы”.
В изложении содержательной части теории предельной производительности Дж.Б.Кларка примечательно и то обстоятельство, что, доказывая собственную позицию о природе происхождения процента на капитал, он не преминул напомнить и по существу поддержать во многом похожее суждение О.Бем-Баверка в “теории ожидания”.
Однако в принципе из “закона” предельной производительности Дж. Б. Кларка возможен удручающий вывод о том, что цена фактора производства обусловлена ее относительной дефицитностью. Это, в частности, наводит на мысль, что “справедливая заработная плата” всегда соответствует предельной производительности труда, а последняя может быть относительно ниже другого более производительного фактора, т.е. капитала.
В самом деле, если допустить, что величина капитала постоянна, а количество труда меняется (а в такой постановке теория предельной производительности применима к выявлению уровня заработной платы), то можно ли утверждать, что труд оплачивается в соответствии с его предельным продуктом? Скорее всего, нет, потому что в реальной действительности большее количество труда обусловливает, как правило, не просто количественное увеличение размера капитала, а его качественное изменение и большее разнообразие. Кроме того, увеличение капитала на предприятии сопровождается опять же как концентрацией однородного производства, так и почти всегда одновременно специализацией (предметной, подетальней и технологической) производства, требующей определенного прироста труда.
Таким образом, суть “закона” Дж.Б. Кларка сводится к следующему: фактор производства — труд или капитал — может приращиваться до тех пор, пока стоимость продукта, производимого этим фактором, не сравняется с его же ценой (например, численность работающих на предприятии возможно увеличивать лишь до определенного предела, т.е. пока данный (фактор не вступил в “зону безразличия”). Действие этого “закона” в практике хозяйствования предполагает, что стимул увеличивать фактор производства исчерпывает себя, когда цена этого фактора начинает превышать возможные доходы предпринимателя. Следовательно, Дж.Б.Кларк является одновременно и предшественником современных теорий, связанных с проблематикой оптимизации структуры издержек производства.
- Концепция общего экономического равновесия В.Парето
Вильфредо Парето (1848—1923) — крупный итальянский представитель неоклассической экономической теории, продолжатель традиций “лозаннской школы” маржинализма. Этого ученого наряду с экономикой интересовали также политика и социология, что отразилось и в разнообразии его публикаций. К основным трудам В.Парето принято относить двухтомный “Курс политической экономии” (1898), “Учение политэкономии” (1906) и “Трактат по общей социологии” (1916).
Он родился 15 июля 1848 г. в Париже. Его дед имел дворянский титул маркиза, а в 1811 г. при императоре Наполеоне был произведен в бароны. Отец за республиканские взгляды был выдворен из Италии, женился в Париже на Мари Метенье, ставшей матерью Вильфредо.
В 1850 г. семейству В.Парето разрешили вернуться в Италию, где после среднего он получил высшее инженерное образование, закончив в Турине политехнический университет (1869) с дипломной работой на тему “Основные принципы равновесия твердых тел”,
Значительный период своей жизни (1874—1892) В.Парето связан с активной практической деятельностью во Флоренции. Он прошел карьеру от инженера путей сообщения до главного управляющего металлургических заводов Италии, нередко по служебным делам выезжая за границу, в том числе в Англию, что не могло не повлиять на упрочение его позиций как демократа и сторонника экономического либерализма.
Круг научных интересов В.Парето резко расширился в 1891 г. когда автор понравившейся ему работы “Принципы чистой экономики” Мафео Панталеони познакомил его с произведениями Л.Вальраса, О.Курно и Ф.Эджуорта. В том же году он знакомится с Л.Вальрасом. В результате в течение 1892—1894 гг. пишет ряд статей по экономической теории.
Научное будущее В.Парето, можно сказать, предрешил Л.Вальрас, предложивший ему в 1892 г. занять вместо себя кафедру политической экономии в Лозаннском университете. А в 1893 г. уже состоялось его назначение в должности профессора этой кафедры. Затем появились упомянутые выше его крупные научные публикации.
В.Парето о предпосылках и факторах макроэкономического равновесия. В.Парето, как и Л.Вальрас, более всего сосредоточился на исследовании проблем общего экономического равновесия, исходя, так же как и он, из маржинальных идей экономического анализа. Вместе с тем качественно новые принципы изучения предпосылок и факторов равновесности в экономике позволяют считать В.Парето (в отличие от Л.Вальраса) маржиналистом “второй волны” и соответственно одним из основоположников неоклассической экономической мысли. Сказанное подтверждается следующими обстоятельствами.
- Опираясь не на каузальный, а на функциональный подход В.Парето преодолел присущий Л.Вальрасу субъективизм, что позволило ему отказаться от полезности (потребности) как единственной причины обмена и перейти к характеристике экономической системы в целом, где и спрос (потребление) и предложение (производство) рассматриваются как элементы равновесия в экономике. При этом придерживаясь “чистой” экономической теории, В.Парето отрицает обусловленность неравенства доходов проблемой их распределения между классами.
- Если в модели общего экономического равновесия Л.Вальраса критерием ее достижения считалась максимизация полезности, которая измерению не поддается, то в модели В.Парето этот критерий заменен другим, а именно: оценкой измерения соотношения предпочтений конкретного индивида, т.е., как называют в математике, выявлением порядковых (ординальных) величин, характеризующих их очередность.
Спустя сорок с лишним лет (в 1959 г.) В.Леонтьсв указывал на три существующие позиции в связи с неуменьшающейся актуальностью этой проблемы. Правда, собственную позицию на этот счет В.Леонтьев отразил несколькими годами раньше (в 1954 г.) в статье “Применение математики в экономике”, в которой говорится: “Поскольку наблюдение за поведением потребителей при выборе товаров остается единственным объективным источником информации о виде функции полезности, порядковое сравнение ее различных уровней является единственной реальной процедурой, которая и требуется для целей исследования”.
Аналогичный вывод делает и М.Блауг, утверждая так: “Ясно, что если мы не можем измерять полезность количественно и потому ощущаем необходимость отказаться от старой теории предельной полезности, то нет особых возражений против того, чтобы перейти на позиции полного бихевиоризма, т.е. к методу выявленных предпочтений”.
- В целях исследования В.Парето рассматривает выбор потребителя как в зависимости от количества данного блага, так и от количества всех других ресурсов, используя “кривые безразличия”, которые отражают сохранение суммарных полезностей товаров в различных комбинациях их сочетания и предпочтение одних комбинаций перед другими. В результате появились паретовские трехмерные диаграммы, на осях которых откладываются находящиеся у потребителей неодинаковые количества одного и другого блага.
- В своем “Учении политической экономии” В.Парето отказался от традиционных подходов количественной характеристики полезности на основе межличностных сравнений полезности, сформулировав понятие общественной максимальной полезности, т.е. то самое понятие, которое в экономической литературе теперь принято называть “оптимум Парето. Это понятие предназначено для оценки таких изменений, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосостояния всех с улучшением благосостояния по крайней мере одного человека.
Концепция “оптимума Парето” позволяет, таким образом, принять оптимальное решение по максимизации прибыли (соответственно, и полезности), если теоретическая аргументация оптимальной комбинации потребления базируется на таких предпосылках, как: только личная оценка собственного благосостояния; определение общественного благосостояния через благосостояние отдельных людей; несопоставимость благосостояния отдельных людей.
3.В отличие от модели Л.Вальраса у В.Парето анализируются не только экономика свободной конкуренции, но и различные типы монополизированных рынков, что стало самостоятельным объектом исследования экономистов лишь через несколько десятилетий, т.е. в середине XX в. Кроме того, далее, по словам В.Леонтьева, в экономической науке “усовершенствованная и расширенная Вильфредом Парето и его современниками и последователями общая теория экономической взаимозависимости постепенно соединялась (и это обещает стать унифицированной логической структурой) с двумя другими направлениями анализа: теорией рыночного механизма и анализом поведения фирмы и домашнего хозяйства».