Тема 16. Мировой рынок. Международные валютные и кредитные отношения.

0
511
Экономическая теория

План

  1. Мировой рынок и международная торговля.
  2. Международные валютные системы.
  3. Мировой рынок ссудных капиталов.
  4. Сотрудничество Республики Узбекистан с международными финансовыми организациями.

 


1.Мировой рынок и международная торговля.

Мировой рынок — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных государств, участвующих в международном разделении труда, в международной торговле и других формах экономических отношений.

Международная торговля — это форма международных экономических отношений, осуществляемая посредством экспорта товаров и услуг.

Внешняя торговля – это два потока товаров и услуг, движущихся навстречу друг друга, образуя экспорт и импорт страны.

Экспорт – это продажа и вывоз товаров за границу.

Импорт – это покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Сумма стоимостных оценок экспорта и импорта называется внешнеторговым оборотом, а разность этих оценок образует торговое сальдо.

Преимущества международной специализации и торговли:

1)      абсолютные — при выпуске и обмене товаров с меньшими прямыми издержками производства;

2)      сравнительные — при выпуске и обмене товаров с меньшими альтернативными издержками производства

Формами организации международной торговли являются:

— международная торговля в организованных местах (товарные биржи, аукционы, торги, торгово-промышленные ярмарки и выставки);

— прочая международная торговля.

Особое место в организации международной торговли занимают встречные сделки.

Формы встречной торговли:

1) бартер — безвалютный, полноценный обмен; оценка необходима для обеспечения эквивалентного обмена;

2) встречные закупки экспортеров на часть стоимости поставленных товаров;

3) выкуп устаревшей техники при сбыте новых моделей;

4) комплектация импортируемого оборудования частями и деталями производства страны-импортера;

5) компенсационные соглашения, по условиям которых происходит погашение кредита (финансового, товарного), представленного стороной, поставляющей технологическое оборудование;

6) переработка сырья, добытого в одной стране, производственными мощностями другой страны с оплатой стоимости переработки и транспортировки дополнительными поставками сырья.

Из всего объема международных операций, осуществляемых на принципах встречной торговли, на бартерные сделки приходится примерно 4%, на встречные закупки — 55%, на компенсационные соглашения — 9%, на клиринг — 8%.

 Мировая цена выражает в денежной форме интернациональную стоимость (цену производства) товара общественно необходимого качества (с общественно необходимой потребительной стоимостью).

В современных условиях существуют следующие уровни цен:

1) цены по обычным коммерческим сделкам с платежом:

— в свободно конвертируемой валюте;

— в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте;

2) цены по клиринговым соглашениям;

3) цены по программам помощи и др.

Требования к мировой цене:

Во-первых, цена может считаться мировой, если по ней осуществляются крупные коммерческие сделки, предусматривающие раздельные, не связанные экспортные и импортные операции, так как при встречных или бартерных сделках партнеры могут соглашаться на существенное отклонение цен от обычных, нормальных.

Во-вторых, платежи должны осуществляться в свободно конвертируемой валюте, поскольку оплата в неконвертируемой валюте часто приводит к завышению цены.

В-третьих, мировыми могут быть признаны цены сделок, осуществляемых в важнейших центрах международной торговли, где регулярно производятся крупные экспортные или импортные операции.

Внешнеэкономическая политика государства — совокупность мер государства, направленных на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами.

Основные направления внешнеэкономической политики правительства:

1.Протекционизм – это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.

2.Фритредерство – политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ.

Протекционистские меры:

  1. Таможенные тарифы — это систематизированный перечень пошлин, которыми правительства облагают некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее.

Таможенные пошлины — это налоги, взимаемые государством за провоз через границу, страну товаров, имущества, ценностей. По объекту взимания таможенные пошлины бывают экспортные, импортные и транзитные (за транзитный провоз багажа). По способу взимания они делятся на адвалорные (с цены товара), специфические (с веса, объема, количества товаров) и смешанные.

  1. Количественные или нетарифные ограничения — устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу.

Виды количественных ограничений:

Контингентирование — ограничение экспорта и импорта товаров определенным количеством или суммой (контингентом) на установленный период времени.

Квотирование — это ограничение количества (квота) экспорта или импорта товаров определенного наименования.

Лицензирование — запрет  ввоз или вывоз товаров без наличия лицензии

Другие средства нетарифного ограничения: таможенные и консульские формальности, внутренние налоги, акцизные сборы, определенные стандарты качества, нормы упаковки, маркировки и ряд аналогичных мер.

Платежный баланс – это систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны (домашними хозяйствами, фирмами и правительства) и остальным миром в течение определенного периода времени обычно года).

Экономическое назначение платежного баланса состоит в том, чтобы в лаконичной форме отражать состояние международных экономических отношений страны с ее зарубежными партнерами, являясь индикатором для выбора необходимых инструментов экономической политики.

2.Международные валютные системы.

Международная валютная система — набор правил, законов, учреждений, которые регулируют деятельность центральных эмиссионных банков на внешних рынках.

Составные элементы международной валютной системы:

—         основные международные платежные средства (национальные валюты, золото, СДР, ЭКЮ);

—         механизм установления и поддержания валютных курсов;

—         условия обратимости (конвертируемости) валют;

—         режим международных рынков;

—         определение статуса межгосударственных финансовых учрежде­ний, регулирующих валютные отношения.

Национальная валютная система — форма организации валютных отношений страны, определенная национальным законодательством.

В основе национальной валютной системы лежит денежная единица страны.

В зависимости от степени интегрированности страны в мировое хозяйство и других условий, могут быть установлены различные режимы обратимости валют. Валютная обратимость называется конвертируемостью.

Конвертируемость валюты — это способность нациольнальной денежной единицы свободно использоваться в различных международных расчетах.

Валютный курс – стоимость денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

В современной экономике выделяют две основные системы валютных курсов:

1.Система жестко фиксированных валютных курсов, которая предполагает вмешательство государства в их изменения;

2.Система гибких (плавающих) валютных курсов, при которой курс обмена национальной валюты определяется спросом и предложением.

Валютный (или обменный) курс связывает экономику страны с внешним миром, позволяет определять эффективность внешнеэкономических операций и осуществлять международные операции и расчеты. В мировой торговле нашел подтверждение традиционный постулат экономической теории – для экспортера низкий курс национальной валюты лучше, чем высокий, а для импортера – наоборот.

Валютное регулирование — деятельность государства по регулированию международных расчетов, управлению обращением валюты, воздействию на валютный курс национальной валюты, контролю за валютными операциями, в том числе за использованием иностранной валюты.

Главный объект валютного регулирования — валютный курс национальной денежной единицы, изменение которого существенно влияет на внешнюю торговлю, платежный баланс страны, задолженность и другие явления и процессы.

Методы регулирования валютных курсов:

—         валютная интервенция,

—         валютные ограничения,

—         нормирование вывоза валюты для туристов, выезжающих за границу,

—         введение ограничений на отток капитала и даже регламентирование импорта капитала, регулирование процентных ставок, которое оказывает воздействие на движение валютных ценностей, не связанных с международной торговлей товарами и услугами и других мероприятий.

Девальвация национальной валюты — снижение обменных курсов национальной денежной единицы с целью стимулирования потребительского спроса на внутреннем рынке и усиления конкурентоспособности собственных товаров на мировом рынке.

Ревальвация национальной валюты — повышение обменных курсов национальной валюты с целью стимулирования потребительского спроса на внутреннем рынке и стимулирования импорта товаров и притока иностранных инвестиций.

Валютная интервенция — купля-продажа собственной или иностранной валюты центральными банками, что влияет на изменение спроса и предложения на них, а значит, требует коррекции валютного курса.

Валютные ограничения — система нормативных правил по ограничению операций с иностранной валютой, золотом и некоторыми другими валютными ценностями. Это делается с целью поддержания курсов национальной валюты, уравновешения платежных балансов, концентрации валютных ресурсов в руках государства для усиления международной ликвидности страны, недопущения валютных спекуляций и др.

Виды валютных ограничений:

—         запрещение свободной продажи и покупки иностранной валюты;

—         обязательная продажа (или сдача) иностранной валюты собственному государству по официальному курсу;

—         регулирование процесса вывоза капитала, денежных переводов (введение особого порядка проведения этой операции);

—         лицензирование права осуществлять валютные операции для коммерческих банков.

Девальвация, ревальвация, валютная интервенция, а также дисконтная политика и введение валютных ограничений являются мерами прямого валютного регулирования. К косвенным методам регулирования валютного курса относят практически все мероприятия фискальной и монетарной политики.

Управление международной валютной системой осуще­ствляется международными финансовыми организациями, к числу ко­торых относятся: международный валютный фонд (МВФ), междуна­родный банк реконструкции и развития (МБРР), организация эко­номического сотрудничества и развития (ОЭСР), международная ассоциация развития (МАР) и др. Содержание их деятельности — стремление создать такой механизм координации мировых валют­ных отношений, в котором бы уживались рыночные силы с межго­сударственным регулированием.

Однако эти организации не смогли устранить глубокие противоречия международной валютной систе­мы, и ее проблемы до сих пор остаются злободневными.

3.Мировой рынок ссудных капиталов.

Вывоз капитала — это изъятие части капитала из процесса национального оборота и включение в производственный процесс в различных формах в других странах.

Предпринимательский капитал вывозится либо для создания собст­венного производства за границей (прямые инвестиции), либо для           вложения денег в местные компании (портфельные инвестиции).

Ссудный капитал вывозится в форме займов, кредитов, приносящих ссудный процент

Главной чертой ссудного капитала как экономической категории является передача стоимости во временное пользование с целью реализации его специфического качества — способности приносить прибыль в виде процента.

Мировой рынок ссудных капиталов (МРСК) – это совокупность спроса и предложения на ссудный капитал заемщиков и кредиторов разных стран. Его основная цель — аккумуляция и перераспределение финансовых ресурсов при помощи посредников.

В МРСК выделяется четыре структуры:

  1. функциональная;
  2. институциональная;
  3. географическая;
  4. валютная.

Мировой денежный рынок (МДР) – спрос и предложение капитала, который функционирует в качестве международного покупательного и платежного средства.

Он является рынком краткосрочных операций (в пределах от нескольких часов и примерно до года), который функционирует преимущественно между банком и другими кредитно-финансовыми институтами. МДР включает в себя:

—         Межбанковский рынок — совокупность отношений между банками по поводу предоставления краткосрочных ссуд на сумму не менее 1 млн. долларов.

—         Основные функции межбанковского рынка:

—  Эффективное перераспределение банковского капитала.

—  Обеспечение рационального использования суммарных денежных средств банков.

—  Снижение и управление валютным риском.

—         Мировой кредитный рынок — это совокупность кредитных отношений, которые функционируют в масштабах мирового хозяйства, спрос и предложение кредитов в международной сфере.

—         Мировой рынок ценных бумаг — это спрос и предложение ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов) на международном уровне.

Основные тенденции развития функциональной структуры МРСК:

В настоящее время развивается процесс секьюритизации — постепенного переключения заемщиков с кредитных форм предоставления ссуды на выпуск ценных бумаг (в первую очередь, облигаций).

Активизируется рынок ценных бумаг (РЦБ). Это означает, что РЦБ пользуется повышенным спросом. В 1980 г. в общем объеме МРСК кредит составил 41%, а облигации — 59%, в 1996г. — соответственно 29 и 71%.

Институциональная структура МРСК отражает отношения между профессиональными финансовыми посредниками, заемщиками и кредиторами разных стран и предполагает выделение субъектов МРСК.

Субъекты МРСК:

1.Профессиональные посредники: транснациональные банки; финансовые компании; фондовые биржи; кредитно-финансовые учреждения.

  1. Заемщики и кредиторы: официальные инвесторы (центральные банки, государственные учреждения, международные организации); частные фирмы, банки; страховые компании; пенсионные фонды; транснациональные компании (ТНК).

Основные тенденции развития институциональной структуры МРСК:

— Понижение роли банков в МРСК.

— Повышение роли государства в экспорте капитала.

— Повышение роли международных экономических и валютно-финансовых организаций в МРСК.

Географическая структура МРСК отражает движение капитала между странами, группами стран, регионами мира преимущественно через международные финансовые центры.

Основные предпосылки формирования международных финансовых центров:

— высокий уровень развития страны;

— активное участие в МЭО;

— высокоразвитый национальный рынок капиталов;

— либеральное (льготное) валютное и налоговое законодательство;

— выгодное географическое положение;

— политическая стабильность в стране.

Основные международные финансовые центры:

Главный международный финансовый центр — Нью-Йорк. Там действует наибольшая финансовая биржа мирового сообщества. Основная функция этого центра — реализация ценных бумаг.

Лондон — первое место в мире по объему валютных и кредитных операций.

Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Люксембург — финансовые центры, которые занимаются среднесрочными кредитными операциями.

Токио, Сингапур, Гонконг, Бахрейн специализируются на кредитных операциях.

Латиноамериканские финансовые центры — Панама, Багамские, Каймановы и Нидерландские Антильские острова. Они специализируются на создании оффшорных компаний.

Оффшорные компании — это фирмы, действующие в регионе, где преобладают льготное налогообложение и таможенное регулирование.

Тенденции развития географической структуры МРСК

  1. Превышение ввоза капитала в развитые страны над ввозом капитала в развивающиеся страны.
  2. Усиление движения частного капитала между экономически развитыми странами.
  3. Снижение роли развивающихся стран на рынке капитала.

Географическая структура МРСК.

В 80-е годы на экономически развитые страны приходилось 81% объема мирового рынка ссудных капиталов, 6% — на развивающиеся страны, 3% — на восточно-европейские, 10% — на международные валютно-финансовые организации (МВФО). В 90-е годы соответственно 90% — на развитые, 5% — на развивающиеся, 1% — на восточно-европейские, 4% — на МВФО.

Валютная структура МРСК состоит из трех элементов:

— Национального рынка валюты;

— Международного рынка валюты;

— Еврорынка валюты.

Национальный рынок валюты — использование заемщиками и кредиторами национальной валюты данной страны.

Международный рынок валюты — совокупность национальных рынков валюты. Он характеризуется использованием национальной валюты и международной коллективной валюты.

Еврорынок валюты — отношения между заемщиками и кредиторами по поводу использования денежных средств в валютах, которые функционируют как ссудный капитал вне страны их происхождения. Проявляется в использовании долларов США за их пределами и аналогично других валют (евродоллар, евройена, еврофранк).

Основные тенденции развития мирового рынка ссудных капиталов:

  1. Повышение объема и роли облигационных займов, выраженных в иностранной валюте, на еврорынке валюты. В настоящее время на еврорынке валюты выпускается в 3,7 раза больше облигаций, чем на национальных рынках капитала.
  2. Снижение роли доллара США на мировом рынке ссудных капиталов. В 80-е годы на доллары США приходилось 3/4 всех зарубежных банковских активов, в 90-е годы — 59% банковских активов долларов США. Одновременно повысилась доля других национальных валют в банковских активах: 13% — это немецкая марка, 7% — японская йена, 5% — швейцарский франк. В последние годы уверенно набирает вес Китайский Юань, который ужу включен в корзину валют.

 

4.Сотрудничество Республики Узбекистан с международными финансовыми организациями.

Республика Узбекистан является членом многих международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана
(United Nations Economic and Social Commission For Asia and the Pacific), Комиссия ООН по праву международной торговли, Программа развития ООН (United Nations Development Program), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Экономическая комиссия ООН для Европы (Economic Commission for Europe), Международный торговый центр (International trade Center),Всемирный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития, Многостороннее агентство гарантий инвестиций, Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и др., а также сотрудничает со многими иностранными государствами.

Узбекистан проводит большую работу по формированию открытой рыночной экономики, основой которой является широкое участие страны в мирохозяйственных связях.

В настоящее время действует стратегия Всемирного банка по линии МБРР по финансовому содействию Разработанная стратегия основывается на программе Республики Узбекистан по повышению благосостояния населения на 2007-2010 годы, утвержденной Кабинетом Министров РУ в августе 2007 года.

Текущий портфель проектов закладывает основу для четырех основных направлений деятельности в рамках Стратегии Всемирного банка содействия стране на период с 2008 по 2011гг. в поддержку приоритетов государства:

—         улучшение среды для экономического роста;

—         рост экономических возможностей на селе;

—         повышение эффективности в предоставлении услуг для населения;

—         управление окружающей средой и предоставление глобальных общественных благ.

С того момента как Узбекистан вступил в члены Всемирного банка в июле 1992 года, страна получила средства МБРР и МАР в объеме 717 млн. дол. США для финансирования 16 проектов. В 2008-2010 годах прогнозируется предоставление кредитных ресурсов в размере 300 млн. долларов США.

С августа 1995г. Республика Узбекистан является членом Азиатского банка развития (АБР). С момента вступления в АБР, Узбекистан получил 1,1 млрд. долл. США в виде 26 займов и 35,5 млн. долл. в рамках технического содействия (ТС). Реализуемые в Узбекистане совместные с АБР программы и проекты сфокусированы на 4-х ключевых сферах: сельское хозяйство, продвижение частного предпринимательства, региональное сотрудничество в транспорте и таможенном транзите и улучшение социальных услуг с акцентом на охрану детства и базового образования

Азиатский банк развития намерен выделить правительству Узбекистана с 2018 по 2020 год кредит в объеме 2,29 миллиарда долларов.

Из обычных капитальных ресурсов финансового учреждения в течение ближайших трех лет банк направит 1,54 миллиарда долларов, из льготных средств Азиатского фонда развития — 750 миллионов долларов.

По информации АБР, предполагаемая программа операций в Узбекистане в 2018-2020 годы — продолжение стратегии партнерства на 2012-2016 годы, которое согласуется с недавними инициативами правительства Узбекистана.

Основной объем кредитных средств — 750 миллионов долларов — планируетсявыделить на модернизацию энергетического сектора Узбекистана (реконструкция тепловых и гидроэлектростанций, а также линий электропередачи). В строительство транспортной инфраструктуры и систем водоснабжения собираются направить более 790 миллионов долларов.

Правительство Узбекистана к 2022 году при содействии АБР намерено реализовать 22 инвестиционных проекта общей стоимостью около 5 миллиардов долларов, направленных на развитие энергетического сектора, транспортных коммуникаций, сферы частного бизнеса и образования.

 

Внедряемые в Узбекистане реформы в первую очередь адаптируются к различным изменениям ситуации в мире, в том числе в конъюнктуре мировой экономики.

На деле выбранный путь доказывает свою устойчивость и жизнеспособность в условиях посткризисных явлений в мировой экономике, замедления темпов ее развития. Эксперты утверждают, что наблюдаемая в Узбекистане макроэкономическая стабильность позволяет эффективно противостоять внешним негативным проявлениям.

В настоящее время в Узбекистане активно реализуются задачи, определенные в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбеки¬стан в 2017—2021 годах. Это основополагающий программный документ, определивший выход на совершенно новый уровень. Как отмечают эксперты, его принятие означает большой шаг вперед, к которому Узбекистан продвигался последовательно и уверенно, создавая для этого прочную основу.

Обратные связи

Современные информационно-коммуникационные технологии придали новое качество отношениям государства и общества. Их развитие способствует совершенствованию организационных механизмов обратной связи государства и общества, а также госорганов и граждан.

В данном контексте Виртуальная приемная Президента Республики Узбекистан сегодня выступает в качестве индикатора эффективности деятельности органов государственной власти и управления, механизма глубокого анализа проблем и их решения на местах.

За небольшой период работы Виртуальная приемная превратилась в действенный инструмент решения вопросов, волнующих население, о чем свидетельствует статистика обращений. Так, по состоянию на 21 июля поступило 998 320 обращений граждан, из которых рассмотрено 944 673, или 94 процента. Таким образом последовательно реализуется принцип ответственности госорганов и должностных лиц перед обществом. Сами граждане все больше ощущают сопричастность к проводимым в стране преобразованиям, что способствует укреплению взаимного доверия в отношениях государства и народа и служит фактором обеспечения стабильности общества, его развития. На этом фоне эксперты наблюдают процесс формирования проактивного мышления среди населения, что является ключевым фактором в реализации поставленных государством задач.

Экономика знаний

Руководством страны была предложена позитивная экономическая повестка, подразумевающая диверсификацию экономики и структурную перестройку сельского хозяйства, а также расширение внешнеэкономических связей. Примечательно, что в целях полноценной реализации намеченных задач в Узбекистане реализуются меры по развитию экономики знаний, основанной на инновационном развитии и форсировании темпов экономического роста.

Ее основная идея заключается в создании новых отраслей и продуктов (как товаров, так и услуг), которые обеспечили бы не только возможности для наращивания экспорта, но и создание качественных рабочих мест. Креативная экономика также предполагает активное участие граждан в разработке новых товаров и услуг через поддержку стартапов (новых бизнес-проектов, оригинальных бизнес-идей и моделей), новых видов предпринимательства, сотрудничество научно-исследовательских учреждений, вузов и промышленных предприятий.

В Узбекистане стартапы активно внедряются и пользуются популярностью у молодежи. В частности, в марте стартовала Программа поддержки молодежных стартап-инициатив, в которой приняло участие более тысячи студентов со всех вузов Узбекистана. Охват был весьма широким, но наиболее популярными стали такие сферы, как электронная коммерция, образование, технологии коммуникации и навигации, транспорт и дорожная инфраструктура, а также медицина и биотехнологии. В целях развития и либерализации экономики Президентом страны принято свыше 20 нормативных актов, внесены изменения в законы, созданы необходимые условия по поддержке субъектов предпринимательства. В частности, по инициативе главы государства создан Гарантийный фонд развития малого предпринимательства и институт уполномоченного при Президенте по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Международные эксперты констатируют, что в Узбекистане меняется подход к осуществлению экономической политики, направленной прежде всего на повышение экономической активности населения и создание благоприятной деловой среды. Основной акцент при этом делается на привлечение зарубежных партнеров, инвестиций в создание и расширение высокотехнологичных и инновационных производств.

В целях формирования благоприятных условий для активного притока иностранных инвестиций, наращивания производства экспортоориентированной продукции в регионах страны создаются свободные экономические зоны. За небольшой промежуток времени в Каракалпакстане, Самаркандской, Бухарской, Ферганской, Хорезмской, Джизакской, Наманганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Ташкентской областях создано одиннадцать СЭЗ, что свидетельствует о расширении географии использования производственного и ресурсного потенциала регионов.

На сегодняшний день развитие предпринимательства в Узбекистане является самым мощным драйвером по¬следовательного экономического роста. По итогам 2016 года доля малого бизнеса в ВВП составила 56,9 процента, в промышленности — 38,9 процента, розничном товарообороте — 87,1 процента, платных услугах — 50,8 процента. В этом секторе экономики занято 77,9 процента трудоспособного населения. Известно, что развитие любого общества определяет совокупность интеллектуальных способностей, здоровья, знаний, производительности труда и высокого качества жизни, то есть человеческий капитал. В современном мире он является основным локомотивом креативной экономики. Согласно Докладу ООН о человеческом развитии стран, Узбекистан по итогам 2016 года находится в группе с высоким уровнем человеческого развития.

На этом фоне эксперты обращают внимание на то, что в Узбекистане активизировалось формирование креативного класса, который в перспективе должен стать опорой в развитии экономики страны. В частности, планируется создание инновационных технопарков, специализирующихся на проведении научных разработок и исследований, опытно-промышленных испытаний и передаче на освоение образцов инновационной продукции в разных сферах. К примеру, в сферах химических технологий, фармацевтики и медицинской биотехнологии, строительных материалов, пищевой промышленности, энергосбережения, производства альтернативных и возобновляемых источников энергии, машиностроения, электротехники и т. д.

Бренд страны

Известно, что представления о государстве можно донести двумя путями: создавая бренд страны и продвигая под ним национальные товары и услуги. По мнению специалистов, успешный брендинг включает в себя развитие шести взаимосвязанных сфер, так называемый шестиугольник экономики: развитие туризма, наращивание экспортного потенциала, активизация внешней и внутренней политики, привлечение инвестиций, продвижение культуры, благополучие народа.

Узбекистан имеет огромный резерв возможностей по продвижению национального бренда на мировом рынке. В частности, отмечается богатое культурное наследие, стабильное развитие страны, гостеприимный народ, современная инфраструктура городов и т. д. В процессе создания национального бренда необходимо партнерство государства, бизнеса и общества. При этом на практике основная доля финансирования брендинга страны ложится на бизнес, который больше всего заинтересован в иностранных инвестициях и продвижении товаров и услуг на мировые рынки. Успешный бренд государства позволяет не только улучшить внешне- и внутриполитический имидж страны, но и повысить уровень ее политического влияния на международной арене, увеличить объемы экспорта, укрепить международные связи и партнерские отношения, стимулировать чувство национальной идентичности, повысить общую конкурентоспособность страны.

Узбекистан, будучи одной из колыбелей мировой цивилизации, испокон веков служил мостом между Востоком и Западом, объединяя культурное и научное богатство человечества. Узбекская земля является родиной величайших ученых и мыслителей, таких, как Хорезми, Беруни, Ибн Сино, Мирзо Улугбек, и других, которые внесли неоценимый вклад в развитие науки и культуры. Как отмечают эксперты, на протяжении длительного исторического периода люди, проживавшие в Узбекистане, были не только хорошими торговцами, умели управлять экономикой и обращаться с деньгами, но и культивировали престиж науки и знаний.

В настоящее время география экспорта имеет тенденцию к постоянному расширению. Интенсивно ведется работа по открытию торговых домов в ряде таких стран, как Япония, Республика Корея, Кувейт, Оман, и других. Активизируется развитие торговых отношений с Афганистаном, который рассматривается не как «источник угроз», а как источник возможностей.

Международный имидж страны во многом определяется качествами ее лидера как проводника всех преобразований. На сегодняшний день Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев является ярким примером процесса брендинга страны, будучи «продвинутым» в сфере ИКТ, «открытым для диалога по самым насущным проблемам регионального и международного характера». Немаловажную роль играют в этом направлении оценки, рейтинги и индексы авторитетных международных институтов. Так, согласно докладу Всемирного банка «Ведение бизнеса-2017: оценка качества и эффективности регулирования», Узбекистан занял 87-е место среди 190 стран мира. Также Всемирный банк в 2016 году включил Узбеки¬стан в топ 10 государств мира, осуществивших важные реформы в сфере ведения предпринимательской деятельности.

По результатам исследований «Focus Economics» Узбекистан занял 7-е место в мире среди 127 стран по темпам роста ВВП в 2016 году. В исследовании института Гэллап (США) «Рейтинг положительных эмоций» узбеки¬станцы оказались в тройке самых оптимистичных и позитивно настроенных народов планеты.

В целом наличие сильного национального бренда в конечном итоге способствует повышению международного рейтинга и политического влияния, доверия инвесторов, росту экспорта отечественных товаров, развитию туризма, укреплению внутренней социальной стабильности, улучшению качества жизни населения.

Узбекистан продолжает мобилизовать свой созидательный потенциал, который, в частности, включает формирование пояса благополучия вокруг страны, широко внедряя современные подходы и методы во все сферы жизни общества.

При этом развитие экономики страны рассматривается через призму повышения благополучия народа. Такой подход, несомненно, даст значимые результаты в самой ближайшей перспектив